Исаакиевский собор - история создания, архитектор Монферран. Фотографии Исаакиевского собора - экскурсия - SPB-RF.ru

справочно-информационный портал
Перейти к контенту
Исаакиевский собор - история создания
 Первая Исаакиевская церковь в Санкт-Петербурге была построена в 1707 году на лугу против ворот Адмиралтейской верфи. Это было скромное одноэтажное здание с небольшой колоколенкой без каких-либо архитектурных излишеств и ничем не напоминавшее современный Исаакиевский собор, который мы все привыкли видеть.
Исаакиевский собор фото
Церковь сооружалась в честь святого покровителя Петра I, так как день рождения царя совпадал с днем празднования памяти легендарного византийского монаха Исаакия Далматского.

Скромная Исаакиевская церковь являлась одной из главных в городе. В ней проходили различные торжественные акты (здесь в 1712 году венчались Петр I и Екатерина).
6 августа 1717 года Петр I собственноручно заложил первый камень в основание новой (второй) церкви во имя Исаакия Далмацкого, т.к. первая церковь к тому времени уже сильно обветшала, да и вообще мало соответствовала главному собору новой столицы.

Вторая Исаакиевская церковь строилась по проекту известного зодчего петровской эпохи Г.И. Маттарнови, после кончины которого в 1721 году строительство возглавил архитектор Н.Ф. Гербель. Но уже через три года скончался и он, и завершение строительства было поручено Я. Неупокоеву. Эта церковь была достроена в 1727 году и в плане имела форму удлиненного прямоугольника, а внешне напоминала собор в Петропавловской крепости, что подчеркивалось благодаря стройной колокольне с часами-курантами, привезенными Петром I из Голландии вместе с часами для Петропавловского собора. Даже резной золоченый иконостас был подобен иконостасу Петропавловского собора.
Исаакиевский собор фото
Церковь была построена на берегу Невы (на месте сегодняшнего памятника "Медный всадник"), что губительно сказалось на долгосрочности здания - Нева размывала неукрепленный гранитом берег, разрушая фундамент и кирпичную кладку. Появились трещины в стенах и сводах церкви. В 1735 году удар молнии вызвал серьезный пожар. Спустя несколько лет архитектор С.И. Чевакинский был направлен на осмотр состояния церкви, он предложил снести здание. Церковь решили разобрать и построить новую дальше от берега. Руководителем строительства в 1761 году был назначен С.И. Чевакинский.

Но в 1762 после шестимесячного царствования Петра III на престол взошла его жена - Екатерина II. Императрица, считая себя последовательницей дел Петра Великого, одобрила идею создания Исаакиевской церкви и поручила строительство ... А. Ринальди. Торжественная закладка произошла 8 августа 1768 года на строительной площадке, намеченной С.И. Чевакинским. В память об этом событии была выбита специальная медаль.
По проекту архитектора А. Ринальди церковь должна была иметь пять куполов и высокую стройную колокольню. Стены должны были быть облицованы мрамором. Это здание могло бы стать лучшим произведением Антонио Ринальди, если бы его удалось завершить в соответствии с проектом. Но церковь была достроена лишь до карниза, когда после смерти Екатерины II строительство прекратилось, а архитектор уехал за границу. Вступивший на престол Павел I поручил архитектору В. Бренна срочно завершить работу. Пришлось исказить первоначальный проект А. Ринальди (были уменьшены размеры верхней части здания и упразднены малые купола). Мрамор, предназначавшийся для облицовки верхней части церкви был передан на строительство Михайловского замка - резиденции Павла I.
В результате собор получился непропорционально приземистым и нелепым - на роскошном  мраморном основании высились кирпичные стены. Громоздкое сооружение не могло не вызывать насмешек современников. Вернувшийся в Россию после долгого отсутствия флотский офицер Акимов, увидев Исаакиевский собор, написал эпиграмму:
Се памятник двух царств,
Обоим им приличный:
Основа его мраморна,
А верх его кирпичный.
Но Акимов был арестован при попытке прикрепить листок с этой эпиграммой к фасаду собора. Молодой офицер дорого поплатился за свое остроумие - ему отрезали язык, уши и сослали в Сибирь.
Исаакиевский собор фото
Исаакиевский собор (это было уже третье здание по счету) был открыт в 1802 году. Уже в 1809 году несоответствие этого Исаакиевского собора парадному облику центральной части столицы привело к необходимости объявления конкурса на создание проекта перестройки здания. Архитекторы должны были изменить облик собора не перестраивая его богатую мраморную часть. В конкурсе принимали участие такие известные архитекторы, как А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, Д. Кваренги, Ч. Камерон и другие. Но конкурс не дал практических результатов, так как авторы предлагали строительство нового собора, а не перестройку прежнего.

В 1813 году на тех же условиях был объявлен новый конкурс, и вновь ни один из проектов не был принят. В 1816 году Александр I поручил инженеру А. Бетанкуру, председателю "Комитета по делам строений и гидравлических работ" заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора. Через некоторое время Бетанкур предложил поручить эту работу молодому французскому архитектору Огюсту Монферрану.
Монферран составил альбом из 24 проектов в разных стилях, демонстрировавших его глубокие знания в области истории мировой архитектуры и широту творческого диапазона. Александр I назначил молодого французского архитектора "императорским архитектором" и поручил ему перестройку Исаакиевского собора.

В проекте, составленном в 1818 году, Монферран, следуя указаниям императора, предусмотрел сохранение алтарной части и подкупольных опорных столбов - пилонов. Увеличение здания намечалось в длину, оно в плане приобрело форму прямоугольника. В соответствии с греческими канонами собор должен был увенчаться большим куполом в центре и четырьмя по углам. Наконец, проект был утвержден и приступили к разборке прежнего ринальдиевского собора для укладки нового фундамента.

26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка нового Исаакиевского собора. На месте будущего здания был положен первый гранитный камень с бронзовой позолоченной доской, на которой выгравировали дату закладки.
Исаакиевский собор фото
Ни одно здание в Санкт-Петербурге не может сравниться с Исаакиевским собором. Его возведение явилось целой эпохой в истории развития русской строительной техники. Работы начались с закладки фундамента. Все крупные петербургские сооружения того времени строились на сваях, архитектор уделил особое внимание тому, как их забивают. Из вырытых глубоких траншей откачивали воду, затем вертикально вбивали просмоленные сосновые сваи диаметром 26-28 см и длиной 6,5 м. Расстояние между сваями должно было равняться их диаметру.

Сваи забивались тяжелыми чугунными бабами, подъемный механизм которых обслуживали по шесть лошадей. По каждой свае производили по десять ударов, если после этого не вся свая входила в землю, было разрешено ее срезать до общей высоты. Работа не прекращалась и зимой, хотя в августе в день удавалось забить до пяти свай, а в ноябре только по две. Но через год работа была завершена, грунт настолько уплотнился, что даже заостренный железный прут входил в него с усилием.
Задача подрезки свай до одного уровня была решена достаточно оригинально: Монферран приказал остановить работу насосов, и, когда вода достигла нужной высоты, ее откачали, а сваи подрезали точно по отметке воды. Промежутки между сваями были заполнены хорошо утрамбованным древесным углем на глубину 1 м. Получилась площадка из 10762 сваи.

После этого можно было приступать к сооружению самого фундамента. Обычно фундаменты под крупными сооружениями (Смольный монастырь, Александро-Невская Лавра, Адмиралтейство и другие) делались ленточными (устанавливались отдельными участками под несущими частями зданий). Но Монферран решил подстраховаться от последствий возможной усадки, и на подготовленной площадке были уложены гранитные плиты в два ряда. Сплошной массивный характер фундамента явился отличительной особенностью строительства Исаакиевского собора.

Одновременно с работами по укладке фундамента шли вырубки гранитных монолитов для колонн собора. Гранит добывался на камнеломне Пютерлакс (Финляндия) неподалеку от Выборга. Гранитные блоки колонн скатывали на морской берег и грузили на баржи, которые буксировались до пристани на Неве. Колонны выгружались и по специальному рельсовому пути (впервые в России созданному на строительной площадке) подвозились к строительной площадке для окончательной обработки.
Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года в присутствии царской семьи, иностранных гостей и многих известных архитекторов. Под ее основание была заложена платиновая медаль с изображением Александра I. Для подъема колонны (114 тонн, 17 м высотой) в вертикальное положение были разработаны и построены специальные леса. По сторонам установили 16 чугунных воротов с рычагами, на каждом вороте работали по восемь человек. Колонну обматывали войлоком, обвязывали корабельным канатом, вкатывали в один из пролетов конструкции и с помощью системы блоков за 45 минут устанавливали.
Исаакиевский собор фото
Каменные портики сооружались до возведения стен, что было даже некоторым нарушением законов строительной техники и правил архитектуры, но было оправдано из-за особых трудностей самого процесса установки колонн.

К осени 1830 года петербуржцы могли видеть на строительной площадке четыре колоссальных портика и алтарную часть старой ринальдиевской церкви в внутренней отделкой.
Начались работы по возведению стен и опорных пилонов. Стены делали толщиной от 2,5 до 5 метров, что в четыре раза превышало толщину стен любых гражданских сооружений. Для укрепления конструкции в кирпичную кладку ввели большое количество железных связей разного профиля, выкованных вручную.

В 1836 году началось сооружение перекрытий. Кирпичные своды здания (толщиной до 1,25 м) опираются на шесть пилонов. Были сделаны внутренние декоративные своды, не имеющие конструктивного значения.
В 1837 году было готово основание купола, началась установка верхних 24 колонн колоннады. Во время строительства кроме ручного труда широко применялись технические новшества.

Для изготовления купола, с целью уменьшения его веса, Монферран предложил использовать оболочки из чугуна и железа. Все металлические части отливались на заводе Берда. (Было использовано: 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди, 30 тонн бронзы). Купол состоит из трех взаимосвязанных сводов, образованных чугунными ребрами: нижней - сферической, средней - конической и наружной - параболической. Диаметр наружного купола - 26 метров, внутреннего - 22 метра. Нижний купол обшили досками и отштукатурили. Впоследствии его украсили росписью. Средний, конический, купол внутри покрыт медными листами, окрашенными в голубоватый тон, с большими лучами и звездами, создававшими картину звездного неба.
Исаакиевский собор фото
Золочение купола, колоколен и крестов продолжалось с 1835 по 1843 год. При этом листы меди покрывали соединением золота и ртути, ртуть затем выпаривали. Позолота наносилась в три слоя.

В 1845-1847 годах для звонниц собора изготовили одиннадцать колоколов. Они были отлиты из вышедших из обращения медных монет, в которых содержалось золото и серебро. Колокола Исаакиевского собора явились подлинными произведениями искусства и по внешнему виду и по своим свойствам. Все колокола были подвешены неподвижно, свободно двигались только их языки.
Важную роль в создании художественного образа здания играет наружная скульптура. Общий проект скульптурного убранства был создан Монферраном. В оформлении собора значительная роль отведена рельефу. Два рельефа для северного фасада - "Несение креста" и "Оплакивание" выполнены П.К. Клодтом (автором прославленных конных групп на Аничковом мосту). Ниши южного портика украшены рельефами "Явление ангела пастырям" и "Избиение младенцев" А.В. Логановского.

Важнейшей частью наружной скульптуры собора являются фронтоны четырех портиков, выполненные И.П. Витали и В. Лемером. На углах здания расположены статуи ангелов.
 
Несмотря на некоторую перегруженность здания Исаакиевского собора пластическими элементами, на неоднородность этих работ с художественной точки зрения, скульпторам удалось создать крупнейший комплекс монументально-декоративных произведений середины XIX века. В целом здание имеет ярко выраженный высотно-центрический характер и определяет облик двух площадей города - Исаакиевской и Сенатской.

 Исаакиевский собор явился последним крупным сооружением позднего классицизма, хотя строился уже в период упадка этого архитектурного направления и в деталях заметны многочисленные отступления.

Музей "Исаакиевский собор" - режим работы, стоимость билетов











Рейтинг@Mail.ru
Copyright©  2008-2022 info@spb-rf.com

Назад к содержимому