Царское село - Путеводитель по Екатерининскому парку. Карта парка. Достопримечательности Царского села на карте с описаниями и фото. - SPB-RF.ru

справочно-информационный портал
Перейти к контенту
Путеводитель
 
Маршрут экскурсии по Царскому Селу (г. Пушкин)
 
Общая информация (адрес, проезд, стоимость билетов, режим работы)
 
Осмотр достопримечательностей Царского Села предлагается осуществлять в соответствии с данным маршрутом путеводителя.
 
Карту парков Царского Села (Пушкина) с пронумерованными объектами вы можете получить в  билетных кассах парка и Екатерининского дворца при покупке билета.
 
Подробные описания памятников и павильонов в путеводителе даны в соответствии с пунктами карты. Для удобства все они собраны на одной странице.
Царское село карта парка
№1 Начинаем нашу обзорную экскурсию по парку от Екатерининского дворца. Если в ваши планы входит его посещение, то лучше сразу в кассе музея уточните время, когда будут продаваться билеты для индивидуальных посетителей.
Путеводитель по Царскому селу
Екатерининский дворец в Пушкине (Царском Селе) ослепляет своей пышностью и великолепием. Его лазоревые фасады протянулись на 300 метров, северный корпус увенчан пятью золочеными куполами Дворцовой церкви.
В 1718-1724 годах под руководством архитектора И. Браунштейна здесь начали возводить скромный двухэтажный дворец, вошедший в историю под названием "каменных палат" Екатерины I, в окружении подсобных построек. Во дворце было лишь 16 комнат.
Был заложен регулярный сад под руководством мастера садово-паркового искусства Я. Розена. Используя склон естественного холма, сад распланировали уступами, так возник Верхний сад, примыкающий к дворцу с востока, и Нижний сад, расположенный за Верхним. По другую сторону дворца (к западу) был устроен Зверинец. Впоследствии Верхний и Нижний сады вошли в состав Екатерининского парка, а территория Зверинца преобразовалась в Александровский парк.
В начале 1740-х годов возникла необходимость в расширении и переустройстве дворца в Царском Селе. Архитектору М. Земцову было поручено пристроить к старому дворцу "галереи на колоннах" с каменными флигелями. Проект был разработан, но так и не осуществлен из-за смерти зодчего.
В 1744 году к работам по перепланировке дворца в Царском Селе (г. Пушкин) был привлечен молодой архитектор А. Квасов. В соответствии с его планами здание было надстроено и связано галереями с двухэтажными флигелями по бокам.
В 1745 году перестройка дворца была поручена архитектору С. Чевакинскому. Но и этот обновленный дворец через несколько лет перестал соответствовать парадной резиденции русских монархов.
Так в 1752 году по приказу Елизаветы Петровны началась коренная переделка дворца под руководством Ф. Б. Растрелли - известного специалиста в стиле барокко. К тому времени зодчий уже успешно зарекомендовал себя при перестройке, а по сути, возведении нового, Большого дворца в Петергофе, на его же счету великолепные здания Зимнего дворца и Смольного собора в Санкт-Петербурге.
Работа потребовала огромных средств и сил. Архитектор поднял галереи до уровня корпусов, повысив при этом среднюю часть. С необыкновенным богатством и пышностью были декорированы фасады. Деревянная балюстрада над карнизом, вазы, статуи и другие украшения были покрыты червонным золотом, на что ушло около 100 кг этого благородный металла.
С запада перед Екатерининским дворцом был завершен парадный двор, окруженный полукружьями одноэтажных флигелей - служебных корпусов, которые называли циркумференциями.
С неменьшим размахом и великолепием Растрелли украсил и интерьеры дворца. Внутренние апартаменты расположены анфиладой на втором этаже дворца во всю его длину. Такая внутренняя планировка не была еще распространена в России до середины 18 века, но архитектор использовал ее и в других своих дворцах. Парадная анфилада Екатерининского дворца получила название "Золотой анфилады" благодаря обильному золоченому декору.
После прихода на трон Екатерины II, третьей владелицы Екатерининского дворца и Царского Села (г. Пушкин), часть интерьеров была выполнена в классическом стиле в соответствии с модой того времени. Для этих работ был приглашен шотландский архитектор - специалист по античному искусству - Ч. Камерон.
В 1817 году несколько апартаментов создаются архитектором В. Стасовым для Александра I.
Последним штрихом в строительстве и отделке Екатерининского дворца стала Парадная лестница в стиле рококо, созданная в 1863 году русским архитектором И. Монигетти.
После Великой Октябрьской революции Екатерининский дворец был превращен в музей.
В годы фашистского нашествия здание было практически полностью уничтожено, внутренняя и внешняя отделки на 80 % утрачены. Никто не предполагал, что территория будет так быстро оккупирована врагами. Многие деревья Екатерининского парка были вырублены, скульптура и павильоны повреждены. Но благодаря сложным и кропотливым работам реставраторов, архитекторов, историков и различных мастеров в 1959 году уже были открыты для обозрения первые шесть залов дворца.
Сегодня экспозиция Екатерининского дворца открыта в 32 залах (из 58). Наибольший интерес для туристов представляет восстановленная к 2003 году знаменитая янтарная комната дворца.

№2 Здание Холодной бани и Агатовых комнат входят в состав ансамбля Камерона. Оно построено в классическом стиле к 1794 году. Как и во всем комплексе, сразу бросается в глаза контраст отделки нижнего и верхнего этажей.
Путеводитель по Царскому селу
Массивный первый этаж отделан грубым пудостским камнем. На первом этаже павильона располагалась "холодная баня", включавшая в себя Купальный зал, теплую ванную и русскую парную. Архитектор попытался воспроизвести планировку античных римских терм, но особенности северного климата не располагали к долгому времяпрепровождению в такой бане.
На втором этаже расположены шесть комнат для отдыха. На отделку этих комнат ушла довольно крупная сумма денег. Кабинеты и залы облицованы яшмой, мрамором, порфиром. А по богатству лепки, живописи, паркета и декора Агатовые комнаты не уступают убранству самого Екатерининского дворца.
Фасады второго этажа прорезаны нишами и украшены скульптурами и барельефами.
Если смотреть со стороны висячего сада, то Агатовые комнаты воспринимаются как полноценное одноэтажное здание.

№3 Продолжая нашу экскурсию по Екатерининскому парку мы не можем миновать Камеронову галерею.
К 1794 году с южной стороны Екатерининского дворца был создан целый комплекс сооружений в модном тогда античном стиле по проекту шотландского архитектора Чарльза Камерона: Камеронова галерея, Холодные бани с Агатовыми комнатами, висячий сад и пандус.
Путеводитель по Царскому селу
Особенно хорошо Камеронова галерея воспринимается со стороны Большого пруда из регулярной части парка. Кажется, что колоннада парит в воздухе. С каждой стороны галерея украшена четырехколонным портиком.
Сразу бросается в глаза контраст между тяжеловесным цокольным этажом и легкой колоннадой. В цокольном этаже размещались небольшие комнаты придворных дам и фрейлин. В настоящее время там проводятся временные выставки.
По обеим сторонам от лестницы возвышаются мощные пилоны, украшенные бронзовыми фигурами Геркулеса и Флоры, выполненные в 1786 году по моделям скульптора Ф. Гордеева.
Камеронова галерея служила местом для прогулок, застекленная часть галереи защищала от непогоды.
Вдоль колоннады из 44 ионических колонн стоят бюсты античных богов, выдающихся деятелей различных эпох - философов, полководцев, политиков, ученых - кумиров Екатерины II. Всего 69 бюстов, среди которых есть изображение великого деятеля российской науки М.В. Ломоносова.
С юга на Камеронову галерею ведет массивный пандус. Этот пологий подъем был создан в 1792 году по приказу Екатерины II. Пандус, как и цокольный этаж Камероновой галереи, сооружен  из пудостского камня. Семь арочных пролетов украшены маскаронами мифологических персонажей. В 18 веке вдоль всего спуска находилось 14 скульптур муз и античных богов и богинь, и пандус стали называть "Лестницей богов". Но после смерти Екатерины II в 1799 году император Павел I приказал перевезти статуи в Павловск. В 1826 году на их месте появились чугунные жертвенники с чашами для цветов. У подножья пандуса до 1941 года находились две огромные бронзовые вазы, которые исчезли во время фашистской оккупации. В 1811 году пандус был немного передвинут, чтобы располагаться на одной оси с Рамповой аллеей.
Камеронова галерея связана с Екатерининским дворцом небольшим висячим садом, расположенным на уровне второго этажа. Поверх свинцовых листов был насыпан довольно толстый слой земли, что дало возможность выращивать достаточно крупные кустарники - жасмин, сирень, розы. Вокруг кустов были высажены пионы, нарциссы, тюльпаны.
Из висячего сада можно попасть в Агатовые комнаты Холодной бани.
Вход на Камеронову галерею осуществляется при предъявлении билетов в Екатерининский парк Царского Села (г. Пушкин).

№4 на карте Екатерининского парка в Царском селе - Павильон Верхняя ванна находится перед восточным фасадом Екатерининского дворца на берегу Зеркального пруда. Его название связано с расположением - на верхней террасе парка.
Путеводитель по Царскому селу
Он был построен в 1779 году архитектором В. Нееловым. Здание выполнено в стиле раннего классицизма. В 1811 году павильон был перестроен Бетанкуром. Художественное оформление наружных фасадов Верхней ванны достаточно скромны, но внутренняя отделка отличалась нарядностью и изысканностью. Так например, стены зала для отдыха были сверху до низу расписаны художником декоратором А.И. Бельским с использованием мотивов росписи Золотого дома Нерона в Древнем Риме. Центральный плафон передает сюжеты мифа о Фаэтоне, сыне бога Солнца.
До середины 19 века Верхняя ванна служила баней для императорской семьи ("Мыльня их высочеств"). В шести помещениях находились раздевальня, восьмигранный зал для отдыха, бассейн, парильня, котельная и сени.
В годы Великой Отечественной войны Верхняя ванна была разрушена, но к 1953 году она была отреставрирована, включая внутреннюю отделку.
Сегодня в павильоне проводятся временные выставки.

№5 Павильон Нижняя ванна расположен в глубине регулярного парка. Он был построен в 1779 году по проекту И. Неелова.
Путеводитель по Царскому селу
Нижняя ванна служила баней для придворных ("Кавалерская мыльня") и состояла из круглой залы с большой круглой ванной в центре и десяти круглых ванных покоев по периметру.
Оригинальность павильона Нижней ванны заключается в идентичности двух его противоположных фасадов.
Интерьеры здания до наших дней не сохранились.

№6 в путеводителе - Павильон Эрмитаж представляет собой один из самых интереснейших памятников архитектуры русского барокко середины 18 века. Здание было построено в 1756 году по проекту Ф.Б. Растрелли. Подобные павильоны были очень популярны в регулярных садах того времени (например, павильон Эрмитаж в Петергофе).
Путеводитель по Царскому селу
Эрмитаж был окружен 64 колоннами из пудостского известняка, которые словно подчеркивали замкнутый характер павильона. Он стоял на мраморной площадке, окруженный рвом, который был засыпан при Екатерине II.
Бирюзовый цвет стен и позолота декора подчеркивали композиционное единство Екатерининского дворца и Эрмитажа. Фронтоны, кровля и балюстрада были украшены статуями, которые, к сожалению, не дошли до наших дней, но и без них павильон не утратил своей нарядности и великолепия.
В переводе с французского "эрмитаж" означает "место уединения". Павильон был предназначен для небольших приемов и развлечений узкого круга особо приближенных к императрице лиц. Здесь всегда царила атмосфера нескончаемого праздника и веселья.
Эрмитаж славился не только красотой интерьеров, но и различными хитроумными устройствами: пятью подъемными столами, потайными ходами, что позволяло сервировать столы без видимого присутствия слуг, а после трапезы столы опускались и исчезали с помощью деревянных механизмов и канатов, освобождая пространство для танцев.

№7 на карте парка - Эрмитажная кухня построена в 1776 году по проекту В.И. Неелова. Здание расположено в ограде Екатерининского парка, а его арка служила въездом в парк, что предопределило другое  название Эрмитажной кухни - Красные ворота.
Путеводитель по Царскому селу
Эрмитажная кухня построена в неоготическом стиле, как и Башня-руина и Адмиралтейство. Для усиления эффекта стены здания неотштукатурены, швы между кирпичами и лепные детали выбелены, на башнях зубчатый парапет.
Для эпохи русского классицизма 18-19 веков было характерно создание готических форм на территориях романтических парков.

№8 в путеводителе по парку - Морейская колонна была воздвигнута в 1771 году по проекту А. Ринальди из серо-голубого олонецкого (карельского) мрамора и является памятником победы российских войск на полуострове Морея в Средиземном море.
Путеводитель по Царскому селу
На пьедестале колонны находится бронзовая доска с надписью, рассказывающей о героическом сражении с турками под предводительством графа Ф.Г. Орлова.   

№9 Триумфальные ворота "Любезным моим сослуживцам" - памятник героям Отечественной войны 1812 года. Они построены в 1817 году по проекту В.П. Стасова. Предполагалось украсить ворота статуями и военными трофеями, но замысел архитектора так и не был воплощен.
Путеводитель по Царскому селу
Монументальные чугунные ворота были сооружены за 92 дня. Общий вес ворот составляет более 100 тонн. Восемь мощных дорических колонн, высотой 6 метров, словно воинский строй под тяжестью героического бремени войны, несут на себе массивный антаблемент, фриз которого украшает надпись Александра I "Любезным моим сослуживцам".
Изначально ворота были установлены в другой части Екатерининского парка, но в 1821 году заняли свое место в ограде и даже служили одним из входом в парк.
Чугунная решетка, украшенная щитами, масками и мечами, была выполнена А.А. Менеласом и пристроена к воротам в 1828 году.

№10 Павильон Грот был возведен по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1762 году по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли в популярном тогда стиле барокко. Подобные павильоны были неотъемлемой принадлежностью регулярных парков 18 века.
Путеводитель по Царскому селу
Интерьеры павильона были выполнены А. Ринальди в 1780-х годах.
Скульптурный декор павильона Грот отражает его принадлежность к морской стихии.
Цвет фасадов и черные с позолотой решетки Грота подчеркивают композиционное единство с Большим дворцом.
В эпоху Екатерины II Грот использовался для отдыха и уединения на берегу.
В 1780-х годах павильон Грот получил еще одно название - Утренний зал. В нем была размещена большая коллекция скульптур и ваз. Среди экспонатов была знаменитая статуя Вольтера выполненная скульптором Ж. Гудоном. Это придало Гроту еще большую популярность.
Сегодня в павильоне Грот проводятся временные выставки.
№11 Адмиралтейство представляет собой комплекс из трех красных кирпичных зданий а готическом стиле, возведенных в 1773 году архитектором В.И. Нееловым на берегу Большого пруда Екатерининского парка.
Путеводитель по Царскому селу
Первый этаж центрального корпуса Адмиралтейства использовался для хранения прогулочных лодок. На втором этаже находился просторный светлый зал, в котором во время катаний по Большому пруду Екатерины II играл оркестр. Именно здесь с 1901 года находился знаменитый Готторпский глобус, установленный сегодня в Кунсткамере.
В боковых корпусах Адмиралтейства располагались Птичные домики (Птичники) для содержания водоплавающей птицы (уток, белых и черных лебедей), а также павлинов и фазанов.
Главное здание соединено с боковыми оградой, выполненной на Монетном дворе в  Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.
Сегодня центральный корпус Адмиралтейства используется для проведения временных выставок.

№12 в путеводителе - Павильон "Зал на острову" расположен, согласно названию, на острове в центре Большого пруда в Екатерининском парке. В разные периоды в его строительстве принимали участие такие выдающиеся архитекторы как С. Чевакинский, Ф.Б. Растрелли, Дж. Кваренги, В. Стасов.
Путеводитель по Царскому селу
Зал на острову использовался для проведения концертов, обедов и отдыха катающихся на лодках.
С 1996 года возобновлена паромная переправа (в летнее время).
Сегодня Павильон "Зал на острову" используется для проведения временных выставок.

№13 Посреди Большого пруда Екатерининского парка, словно из глубин, гордо возвышается Чесменская колонна. Она была воздвигнута в 1778 году по проекту А. Ринальди и посвящена победе России в Чесменском сражении во время Русско-Турецкой войны 1768-1774 годов.
Путеводитель по Царскому селу
Чесменская победа принесла русскому морскому флоту мировую славу и неизмеримо повысила авторитет России на международном уровне.
Совершив героический полугодовой переход из Балтийского моря в Средиземного, обогнув всю Европу, русские военные суда под предводительством графа А.Г. Орлова и адмирала Г.А. Спиридова разгромили вдвое превосходящие силы противника и обратили в бегство Турецкий флот, считавшийся тогда одним из самых мощных в мире.
Чесменская колонна представляет собой мраморную дорическую колонну. Ее высота - 25 метров. Ствол колонны украшен рострами (носовыми частями кораблей - с древних времен римляне украшали свои победные памятники рострами кораблей поверженных врагов). Венчает колонну фигура орла, разрывающего полумесяц. Скульптура выполнена И. Шварцем и символизируют победу России над Турцией.
Пьедестал Чесменской колонны украшен тремя бронзовыми барельефами, изображающими фрагменты решающих морских баталий: в Хиосском проливе, в Чесменской бухте и при Митиленах.
Во время немецкой оккупации Чесменская колонна, как символ военной мощи России, вызывала особую ярость захватчиков, которые неоднократно предпринимали попытки опрокинуть ее (с помощью танков, опоясав колонну тросами). Но все их усилия оказались тщетными. Однако внешний вид колонны пострадал, а оригинальные барельефы были утрачены.

№14 Мраморный мост был построен в 1774 году по проекту архитектора В. И. Неелова. Прототипом послужили мосты А. Палладио, что и определило второе название Мраморного моста - Палладиев мост.
Путеводитель по Царскому селу
Галерея моста была изготовлена по деревянной модели в Екатеринбурге из сибирского мрамора, привезена в Санкт-Петербург и в течение двух лет собрана на гранитном основании. Работы производились под руководством мастера В. Тортори.
Мраморный мост находится в пейзажной части Екатерининского парка над небольшим проливом вблизи Большого пруда и представляет собой два павильона, соединенных колоннадой из ионических колонн, между которыми установлены балюстрады.

№15 на карте парка - Павильон Турецкая баня был построен на берегу Большого пруда Екатерининского парка по приказу императора Николая I в 1852 году в виде оригинального сооружения с куполами и башенкой в виде минарета. Лепной турецкий орнамент подчеркивает сходство павильона с турецкой мечетью.
Путеводитель по Царскому селу
Проект Турецкой бани был разработан архитектором И. Монигетти. Павильон был возведен в память Русско-Турецкой войны 1828-1829 годов.
Необычное внутреннее убранство Турецкой бани в мавританском стиле смотрелось оригинально и сказочно: стены всех четырех комнат были выложены мозаикой, в центральном восьмиугольном зале находился бассейн. Для декора интерьеров использовались беломраморные рельефные детали бани турецкой султанши, вывезенные во время Русско-Турецкой войны.
Павильон Турецкая баня был последней постройкой на территории Екатерининского парка.
В годы Великой Отечественной войны здание Турецкой бани пострадало от прямых попаданий снарядов. Реставрация фасадов была закончена к 1953 году.
В настоящее время в Турецкой бане открыт музей.

№16 Павильон Пирамида возведен в 1783 году по проекту архитектора Ч. Камерона на месте разобранной в 1774 году Пирамиды, созданной В.И. Нееловым. Это был один из первых павильонов пейзажной части Екатерининского парка.
Путеводитель по Царскому селу
Пирамида была сделана из камня и облицована гранитом. Потемневшая от времени поверхность павильона вызывает мысли о его древнем происхождении.
Внутри в стенах Пирамиды сделаны специальные отверстия для хранения урн. У задней стены снаружи Пирамиды были похоронены любимые собачки Екатерины II: Том Андерсон, Земира и Дюшес.

№17 Маршрут нашей экскурсии лежит мимо Красного каскада. В начале 1771-х годов инженеру И. Герарду было поручено сделать систему плотин, позволявших поддерживать в Верхних прудах постоянный уровень воды и для предотвращения вымывания почвы.
Путеводитель по Царскому селу
Красный (Турецкий) каскад был одним из двух осуществленных плотин-каскадов. Он был украшен двумя готическими башенками из красного кирпича.

№18 Готические ворота были отлиты в Екатеринбурге в 1778 году по проекту Ю. Фельтена. В 1780 году чугунные фрагменты ворот, общей массой 25,5 тонн, были доставлены в Царское Село и установлены за 3 месяца.
Рисунок ворот архитектор позаимствовал из английского альбома готической архитектуры "Gothic Decorative Architecture".    
Путеводитель по Царскому селу
Готические ворота представляют собой первое в России архитектурное сооружение из чугуна. Они установлены у подножия подъема на искусственную земляную гору у Башни-Руины.  

№19 Башня-руина символизировала падение Оттоманской Порты и являлась памятником событиям Русско-Турецкой войны 1768-1774 годов. Она была возведена по проекту Ю. Фельтена в 1771 году.
Путеводитель по Царскому селу
Башня-руина выполнена в виде дорической колонны, ушедшей в землю, ее высота - 21 метр. Венчает Башню квадратная площадка с круглым павильоном в готическом стиле. С высоты Башни открывался чудесный вид на Екатерининский парк и Большой пруд.
Сооружение в целом напоминает развалины древней крепости. Надпись над аркой со стороны парка гласит: "На память войны, объявленной турками России сей камень поставлен в 1768 году". В 1773 году наружные стены Башни-руины были расписаны для имитации естественных повреждений кладки и штукатурки.

№20 Орловские ворота возвышаются на выезде из Екатерининского парка на дорогу в Гатчину (бывшее имение Г. Орлова).
Путеводитель по Царскому селу
Орловские ворота стали прижизненным монументом фавориту Екатерины II. Они представляют собой пятнадцатиметровую однопролетную триумфальную арку из мраморных блоков.
Орловские ворота возвели по проекту А. Ринальди в 1782 году в ознаменование успешного завершения борьбы со страшной эпидемией чумы в Москве в 1771 году. На фасаде ворот высечена надпись: "Орловым от беды избавлена Москва".
Чума была завезена в Москву с шерстью. Невиданная болезнь уносила в день от 200 до 1000 человек (за год в городе умерло 100 тысяч человек). Люди не знали как спастись от болезни. Ежедневно служились молебны перед чудотворной иконой Владимирской Божьей Матери.  Во избежание массовых заражений архиепископ запретил молебны. В Москве вспыхнул бунт, ситуация обострилась. Фаворит Екатерины II Григорий Орлов был отправлен в Москву с особыми полномочиями.
Орлову удалось сгладить последствия бунта и улучшить санитарное состояние Москвы. Он запретил хоронить мертвых в черте города. Назначил суровое наказание для зачинщиков массовых скоплений народа. Благодаря принятым мерам эпидемия отступила.
На другом фасаде Орловских ворот есть более подробная надпись: "Когда в 1771 году на Москве был мор людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов по его просьбе получил повеление, туда поехал, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями".

№21 Гранитная терраса была выполнена по проекту архитектора Л. Руски в 1810 году на месте Катальной горы, существовавшей здесь на протяжении трех десятилетий и созданной по проекту Ф.Б. Растрелли.
Путеводитель по Царскому селу
К 1795 году Катальную гору разобрали, а на ее месте было решено возвести галерею с 32 колоннами из пудостского камня. Но и она была демонтирована к концу 18 века, а материалы, из которых галерея была изготовлена, были использованы при строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге.
В 1800 году на освободившейся площади было решено построить большую Гранитную террасу.
Стена террасы сложена из серого и розового гранита. К середине 19 века на постаментах балюстрады появились копии античных скульптур, отлитые в мастерской Императорской Академии Художеств.

№22 Продолжаем нашу экскурсию мимо фигуры "Девушка с кувшином". Единственный родник на территории Екатерининского парка был преобразован в фонтан по проекту Бетанкура и украшен бронзовой статуей девушки, созданной скульптором П.П. Соколовым в 1816 году. Эта скульптура была специально выполнена для Екатерининского парка и нередко упоминалась как "Царскосельская статуя". Фигура была отлита из бронзы в мастерской Императорской Академии художеств. Пьедесталом служит гранитный камень.
Путеводитель по Царскому селу
Сюжет композиции позаимствован у французского баснописца 17 века Ж. Лафонтена - молодая крестьянская девушка, Перетта, отправилась на базар продавать молоко, но замечталась о возможном богатстве. Представив себя богатой, она подпрыгнула от радости и уронила кувшин с молоком. Кувшин разбился, молоко разлилось по земле, а девушка в печали присела у обочины дороги.    
Во время Великой Отечественной войны статую Молочницы закопали в землю, благодаря чему она не пострадала.
В 1990 году была отлита бронзовая копия "Девушки с кувшином" для Екатерининского парка, а оригинал был помещен в Русский музей.

№23 в путеводителе - Павильон Концертный зал был построен в 1780-х годах по проекту Дж. Кваренги, поклоннику классического стиля в архитектуре.
Путеводитель по Царскому селу
При внешней строгости и лаконичности павильона он поражает богатством внутренних интерьеров, отделанных многочисленными античными мозаиками.
Мозаичный пол большого Концертного зала изображает сцену из мифа о похищении Европы Зевсом в образе быка. Стены и плафоны расписаны знаменитыми мастерами.
Зал предназначался для летних концертов.

№24 на карте Екатерининского парка в Царском селе - Кухня-руина

№25 Скрипучая (Китайская) беседка находится между двумя прудами и входит в комплекс Китайской деревни, созданной А. Ринальди.
Путеводитель по Царскому селу
Скрипучая беседка построена в 1786 году по проекту архитектора Ю. Фельтена. Экзотичность павильону придает изогнутая кровля и флюгер в виде китайского флага, который издает скрип при вращении, что и предопределило название беседки.    

№26 на карте Екатерининского парка Царского Села - Вечерний зал

№27 Памятник А.Д. Ланскому находится в пейзажной части Екатерининского парка недалеко от Кагульского обелиска.
Путеводитель по Царскому селу
Памятник выполнен А. Ринальди и представляет собой высокий пьедестал, на котором возвышается ваза (или погребальная урна).
А.Д. Ланской был фаворитом Екатерины II и всячески старался быть достойным расположения императрицы. В 1784 году, несмотря на достаточно юный возраст, он вдруг заболел и скончался, завещав похоронить себя в укромном уголке парка в Царском Селе. В тот же год на памятнике появились медаль с профилем и золоченым гербом А.Д. Ланского и надпись: "Коль велико удовольствие честным душам видеть добродетели и заслуги общими похвалами достойно венчаемые".

№28 в путеводителе по Царскому селу - Собственный садик

№29 Кагульский (Румянцевский) обелиск - памятник героям-победителям Русско-Турецкой войны. Он был воздвигнут в честь победы русских войск на реке Кагул (приток Дуная).
Путеводитель по Царскому селу
Надпись на пьедестале гласит: "В память победы при реке Кагуле в Молдавии, июля 1770 года, под предводительством генерала графа Петра Румянцева Российское воинство числом семнадцать тысяч обратило в бегство до реки Дуная турецкого визиря Галиль-Бея с силою полуторастатысячною".
Кагульский обелиск выполнен по проекту архитектора А. Ринальди в 1772 году из темно-серого слоистого мрамора со светлыми прожилками.
Строгий Кагульский обелиск был первым монументом Екатерининского парка, посвященный победам России в войне с Турцией.

№30 Дежурные конюшни
Вот и завершилась наша краткая обзорная экскурсия по Екатерининскому парку Царского Села. Надеемся, данный путеводитель помог вам насладиться его красотой и неповторимостью.

Рейтинг@Mail.ru
Copyright©  2008-2022 info@spb-rf.com

Назад к содержимому