Назад

Список достопримечательностей с описаниями (по маршруту автомобильной экскурсии)

Пункт № 1:

Смольный собор и Смольный монастырь  построены в стиле барокко по приказу императрицы Елизаветы, которая в старости намеревалась удалиться в монастырь.

 Ансамбль построен по проекту архитектора Б. Растрелли. Строительство было начато в 1748 году, монастырь принял первых монахинь в 1764 году, но интерьеры Смольного собора еще долго оставались незавершенными. Только к 1835 году по указу Николая I Стасов берется завершить начатое великим мастером.

Колокольня должна была стать самым высоким зданием в городе - 140 метров, но воздвигнуть ее так и не удалось, поэтому доминантой монастыря стал Воскресенский собор, возносящийся ввысь своим пятиглавием (высота 94 метра).

Композиция Смольного собора пронизана вертикальной динамикой. тройное и величественное здание поражает своей нарядностью, его купола видны в ясную погоду с колоннады Исаакиевского собора и кажется, будто церковь парит над землей.

Растрелли обогатил рельеф фасадов трехчетвертными колоннами, не использовавшимися ранее в Петербурге. Он ставит их попарно, собирает в пучки, выделяя основные членения и углы. Живописный силуэт очерчен сложным беспокойным контуром.  Смольный собор отличается объемным, трехмерным построением. Он равноценно воспринимается со всех сторон.

В ансамбле монастыря живописное богатство, близкое по духу древнерусскому зодчеству, сочетается со строгой петербургской симметрией и регулярностью.

В 1806-1808 годах к югу от монастыря был построен Смольный институт благородных девиц (здание в стиле классицизма по проекту Дж. Кваренги).

В августе 1917 года в этом здании разместился революционный штаб.

В 1923-1924 годах при въезде на аллею Смольного возведены пропилеи (В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх).

Сегодня в Смольном находится городская администрация.

Адрес: пл. Растрелли, 1

Пункт № 2:

Летний сад

Летний сад - памятник садово-паркового искусства начала 18 века. Сад был разбит в 1704 г. около летней резиденции Петра I и был распланирован самим царем. В то время были популярны так называемые регулярные парки с геометрически правильными газонами, прямыми дорожками, подстриженными деревьями, скульптурами и фонтанами.

Часть мраморных скульптур для Летнего сада было заказано из  Италии, всего их насчитывалось 250. Фонтаны впервые в России появились именно в Летнем саду. Они строились в разные периоды и сами отличались друг от друга, находились в разных уголках сада.

Длинные аллеи были усажены липами, кленами, дубами, ясенями, некоторые из которых сохранились до наших дней. В виде живых изгородей высаживались сирень, жасмин, боярышник, жимолость и спирея. В 1777 г. в результате сильного наводнения пострадали многие деревья, были безвозвратно уничтожены статуи (их осталось только 80) и фонтаны Летнего сада.

В 1786 г. вдоль Невы появилась ажурная ограда (Ю.М. Фельтен) – изящное архитектурное сооружение: 36 гранитных колонн, увенчанных декоративными вазами, связаны друг с другом кованой решеткой с позолоченными розетками (общая длина ограды – 232 м). До нашего времени сохранились такие постройки как Летний дворец Петра I, Кофейный домик и Чайный домик.

Летний дворец Петра I

Одно из старейших зданий города, построено по проекту Д. Трезини в 1710-1714 гг. Представляет собой небольшое (для дворца) двухэтажное здание с высокой кровлей. Фасады здания украшены 29 барельефами в аллегорической форме прославляющими могущество и победу России в Северной войне. Летний дворец задумывался как летняя резиденция царской семьи, для проживания с мая по октябрь, поэтому стены его достаточно тонкие, а окна имеют только одинарное остекление. На каждом этаже находилось по 7 жилых комнат, в здании были туалеты, водопровод и мусоропровод. На первом этаже размещались комнаты Петра I, второй этаж предназначался для Екатерины I. До нашего времени сохранились живописные плафоны, мебель, изразцовые печи, инструменты Петра I. Сегодня летний дворец – филиал Русского музея и открыт, как и Летний сад, в котором он находится, с мая по октябрь.

Памятник И.А. Крылову

В 1855 году в Летнем саду был открыт бронзовый памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову работы скульптора П.К. Клодта. На сравнительно высоком пьедестале (3,5 м) в спокойной, непринужденной, чуть усталой позе сидит баснописец, держа в руках раскрытую книгу. Ни в его позе, ни в одежде нет ничего нарочитого, эффектного, но простота не переходит в будничность. Лицо Крылова одухотворено, его фигура полна спокойного достоинства.

На пьедестале памятника в фигурах рельефов легко узнать героев знаменитых басен: "Лисица и виноград", "Ворона и лисица", "Демьянова уха", "Квартет" и других персонажей произведений И.А. Крылова.

Марсово поле

В начале 18 веке в районе Марсова поля находилось топкое болото, которое было осушено по приказу Петра I. Тогда это место стали использовать для фейерверков,  прогулок, променадов.

Позднее, поле стали использовать для военных смотров и парадов петербургского военного гарнизона, что и определило его название – Марсово поле, в честь древнеримского бога войны Марса.

В 1801 году перед полем был воздвигнут памятник великому русскому полководцу – Суворову, под предводительством которого армия не проиграла ни одного  сражения. Скульптор – Козловский – изобразил главнокомандующего в виде бога войны – Марса.

В 1917 году в центре Марсового поля состоялись торжественные похороны жертв  Февральской революции, и к 1919 году был сооружен памятник Павшим борцам революции по проекту архитектора Л.В. Руднева. Автором высеченных в граните поэтических строк был А.В. Луначарский - писатель и нарком просвещения.

В 1957 году в центре Марсова поля был зажжен первый в России Вечный огонь.

Памятник А.В. Суворову (Памятник «Российскому Марсу»)

Фигура Суворова была отлита в бронзе по проекту скульптора М.И. Козловского и установлена 5 мая 1801 г. в годовщину смерти полководца. Скульптор в своей работе отошел от реальности и прибегнул к аллегории, так вместо небольшой сухощавой фигурки Суворова, автор изобразил полководца юным атлетом, древнеримским богом войны – Марсом. Он суров и неустрашим – надежный защитник России.

Этот памятник по совершенству композиции и выразительности считается одним из лучших монументов,  созданных в России в 18 веке.

Мраморный дворец

Мраморный дворец строился по заказу Екатерины II для графа Орлова в 1768-1785 гг. архитектором А.Ринальди в стиле раннего классицизма. Итальянские истоки творчества архитектора проявились и в построении фасадов, и в использовании натурального камня, который впервые заменил столь распространенную тогда в Петербурге штукатурку. Плоскости стен облицованы гранитом, на их фоне выделяются выполненные из разных сортов мрамора пилястры, наличники и другие детали. Для отделки внешних фасадов и внутреннего убранства дворца архитектор впервые в России широко использовал камень - гранит и большое количество разновидностей мрамора (32 вида), вследствие чего дворец позднее и получил свое название - Мраморный.

Г.Г. Орлов умер до окончания строительства Мраморного дворца и здание перешло в собственность царской фамилии. Одним из последних его владельцев был великий князь Константин Константинович. В 1840-х годах интерьеры дворца были перестроены А.П. Брюлловым.

На I этаже дворца, в бывших покоях великого князя, в подлинных интерьерах того времени располагается мемориальный музей Константина Романова - "К.Р." - признанного поэта Серебряного века.

В течение полувека в Мраморном дворце находился Музей В.И. Ленина.

С 1992 года Мраморный дворец – филиал Русского музея. Его экспозиции отражают роль русского искусства в контексте мировой художественной культуры, взаимосвязь русских художников и западноевропейских.

В 1997 году перед Мраморным дворцом установлена конный памятник Александру III, основателю Русского музея.

Адрес: Дворцовая наб., 6, Миллионная ул., 5

Памятник Александру III

Памятник был выполнен скульптором П. Трубецким и считается его лучшей работой. В  1909 г. он был установлен на Знаменской площади (пл. Восстания), но уже спустя три года перед Городской думой встал вопрос о сохранении этого памятника на прежнем месте, т.к. часть граждан видели в нем насмешку над Российским самодержавием, другая часть считала его оскорблением царского достоинства. И действительно, изображенный Александр III в мешковатой одежде, грузно сидящий на тяжелом коне не соответствовал общепринятым представлениям об императорах. В 1937 г. памятник был демонтирован с площади, а через два года передан Русскому музею. Так он и нашел свое пристанище во дворе Мраморного дворца, одного из филиалов Русского музея.

Во время Великой Отечественной войны памятник чуть не погиб от прямого попадания снаряда, но его спас накат из бревен и деревянная, заполненная песком обшивка.

Пункт № 3:

Дворцовая площадь. Александровская колонна (Александрийский столп) 

 Александровска колонна - памятник победы русского народа в войне 1812 года. Она получила свое название в честь императора Александра I, правившего в 1801-1825 годы в период войн с Наполеоном и была установлена на главной площади Санкт-Петербурга. 

Это самая высокая в мире  свободностоящая триумфальная колонна (стоит только под действием силы тяжести). Проект был разработан выдающимся архитектором – Огюстом Монферраном. Общая высота памятника – 47,5 м, высота самой гранитной колонны – 25,5 м, ее вес – 704 тонны. Работы начались в 1830 году, а окончились лишь в 1834 году. Гранит был  добыт и обработан на каменоломне под Выборгом (120 км от Санкт-Петербурга), доставлен в город на специальном плоскодонном судне и выгружен на Дворцовой площади 30 августа 1832 года. С помощью специальных блоков монолит был поднят и установлен вертикально менее, чем за 2 часа. После этого продолжились отделочные работы.

По типу Александровская колонна восходит к триумфальным сооружениям античности. Ее создание в Санкт-Петербурге было "ответом" на установку Вандомской колонны в Париже в честь побед наполеоновской армии. В Российской столице француз Монферран прославил важнейшее событие - полный разгром Наполеона. Эта тема раскрыта в бронзовых барельефах  с аллегорическими фигурами и воинскими доспехами, в образе попирающего змею ангела с крестом, лику которого придано портретное сходство с императором (Орловский Б.И.). Главное отличие Александровской колонны от Парижской и от их общего прототипа - колонны Траяна в Риме - в том, что она вырублена из огромного гранитного монолита, поверхность которого оставлена гладкой, выявляя красоту и мощь природного камня.

Зимний дворец

Пять Зимних дворцов было выстроено в Санкт-Петербурге в разные периоды.  Дошедший до наших дней Зимний дворец был возведен выдающимся архитектором Б. Растрелли в 1754-1762 гг. для императрицы Елизаветы Петровны, не дожившей до его завершения. Этот грандиозный дворец - апофеоз русского барокко. Он должен был доминировать в центре города, символизируя богатство и величие России. Сегодня в нем расположен музей Эрмитаж.

Здание Зимнего дворца решено в форме прямоугольного блока, его основные фасады - южный и северный - решены по-разному. Северный, обращенный к Неве, представляет собой величаво-торжественную композицию. Южный, организующий Дворцовую площадь, отличается динамикой и ритмческим разнообразием.

Здание Зимнего дворца поражает своими грандиозными размерами (200х160 м) и торжественным видом. Его устремленность ввысь подчеркивается двухъярусными колоннами и статуями над ними. (Высота здания – 22 м) Пышность и величие обозначено бирюзовым цветом фасадов, белизной колонн и позолотой лепнин. Общая площадь дворца – 60000 квадратных метров, в нем более 1000 залов, 117 различных лестниц. С исключительной пышностью и многообразием выполнена деталировка здания. На фасадах насчитывается двенадцать типов оконных проемов и двадцать два варианта их обрамлений. Обилие декора нарастает снизу вверх. В то же время, для структуры дворца характерны четкость и регулярность. К сожалению, Растрелли не успел закончить отделку помещений - новая императрица Екатерина II дала ему отставку. В 1760-1790 годы помещения переделываются в классическом стиле Фельтеном, Кваренги, Старовым.

Сразу же после окончания строительства Зимний дворец становится главной резиденцией российских императоров – здесь устраиваются балы, концерты, приемы, в сокровищнице хранятся атрибуты императорской власти (корона, скипетр, держава). В 1837 возник страшный пожар, который длился более 30 часов и уничтожил почти весь Зимний дворец. Чтобы остановить бушующее пламя, были заложены двери горящих помещений, разобран переход в Малый Эрмитаж,  разобрана крыша для подачи воды сверху. Многие предметы удалось спасти – они просто выносились и складывались в кучу у Александровской колонны. Когда пожар был потушен, от дворца остались лишь внешние стены, да перекрытия первого этажа. Восстановительные работы продолжались 3 года, ежедневно в них участвовало до 10 тысяч рабочих. Работы шли под руководством Стасова и Брюллова, при этом первый стремился воссоздать замыслы своих предшественников, а второй интерпретировал мотивы разных исторических стилей.

В послереволюционные годы в здании Зимнего дворца находились различные ведомства и учреждения. В 1922 году только часть здания была передана Эрмитажу, а в  1945 году весь дворец перешел в пользование Эрмитажа.

Адрес: Дворцовая наб., 38

Главный штаб

Здание Главного штаба, возведенное по проекту архитектора К. Росси в 1820-1829 годах, - выдающийся памятник архитектуры русского классицизма. Два грандиозных здания соединены величественной аркой, увенчанной  колесницей Победы и украшенной статуями воинов, изображениями доспехов и оружия. (Общая длина фасада - 580 метров)

Арка сделана двойной, если идти с Невского проспекта, из-за поворота неожиданно открывается величественный простор Дворцовой площади. По стилю здание Главного штаба - антипод Зимнего дворца, однако Росси удалось добиться нерасторжимого единства противоположностей. Они словно дополняют друг друга, формируя целостный ансамбль Дворцовой площади. По рассказам, Росси стоял на арке, когда разбирали поддерживающие ее конструкции, ручаясь жизнью за ее прочность. Для снижения нагрузки на 17-метровый пролет арки, колесницу Победы впервые в практике монументальной скульптуры выполнили из листов меди.

В западном корпусе размещался Главный штаб и разные военные учреждения, в восточном – министерство иностранных дел и министерство финансов. В восточном крыле здания сегодня открыты постоянные и временные экспозиции Эрмитажа. В Главном штабе находится Музей Российской гвардии.

Адрес: Дворцовая пл., 6/8

Пункт № 4:

Государственный музей-памятник «Спас-на-крови»

Спас-на-Крови - красивейшая праздничная и яркая церковь в псевдорусском стиле, была основана в 1883 году на месте трагических событий - 1 марта 1881 года здесь был смертельно ранен император Александр II, направлявшийся в тот день к месту парада войск на Марсовом поле.

Его сын, Александр III, приказал построить на этом месте церковь для регулярных служб по убиенному. Именно поэтому за храмом закрепилось название Спас-на-Крови, хотя официально он называется Храм Воскресения Христова. Из множества проектов  был отобран один, предложенный архитектором Альфредом Парландом.

После революции собор Спас-на-Крови был закрыт и не реставрировался на протяжении долгого времени. Возникали слухи, что его даже собираются разобрать. В 1970 году он был передан под патронаж Исаакиевского собора, который и выделил 80% средств на реставрацию. В 1997 году Спас-на-Крови распахнул свои двери посетителям в качестве музея, в котором содержится огромная коллекция мозаичных икон (более 7 тысяч квадратных метров). Над мозаичным ансамблем внутренней отделки работали художники В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин. Высота самого высокого купола - 81 м.

Адрес: наб.канала Грибоедова, 2а

Телефон: 315-16-36

Режим работы: 11.00-19.00 (летом 10.00-20.00) ежедневно, кроме среды

Стоимость билета: граждане РФ – взрослые - 120 руб., учащиеся – 50 руб.; иностранные граждане – взрослые - 300 руб., учащиеся – 170 руб.

В стоимость включена экскурсия в музее.

Михайловский (Инженерный) замок

Михайловский замок (или Инженерный замок) - единственное в России здание в стиле романтического классицизма (1797-1801 гг., архитекторы В. Бренна и В. Баженов). Строился как столичная резиденция Павла I. Со строительством замка спешили, т.к. император хотел поскорее переехать в новую резиденцию, где он мог бы чувствовать себя в безопасности.

Михайловский замок казался суровым и загадочным, носящим отпечаток личности его хозяина, но был в то же время овеян романтическим духом. С каждой стороны замок имеет свой собственный неповторимый фасад. Названо это грандиозное здание было в честь Архангела Михаила, которого император почитал своим небесным покровителем.

Замок был квадратным в плане, с восьмиугольным внутренним двором, окружен рвами и напоминал неприступную крепость. Но прожил Павел I здесь только 40 дней, а 11 марта 1801 он пал жертвой дворцового переворота.

Здание Михайловского замка пустовало до 1823 года, пока в нем не разместилось Инженерное училище, давшее замку новое имя.

Внутренняя планировка здания отличается сложностью форм - прямоугольные и многоугольные помещения чередуются с овальными и круглыми. С 1991 года это филиал Русского музея, а в отреставрированных залах замка открыты постоянные экспозиции - "Античные сюжеты в русском искусстве", "Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников", "История замка и его обитателей" и "Открытый фонд скульптуры".

В 1800 году на площади перед Южным фасадом Михайловского замка был установлен конный памятник Петру I.

Адрес: ул. Садовая, 2

Памятник Петру I перед Михайловским замком

Первый конный памятник в России. Ему понадобилось почти 100 лет, чтобы преодолеть долгий путь от идеи создания до установки в городе.

Мысль воздвигнуть себе памятник в полный рост на коне возникла у Петра I после разгрома шведов под Полтавой еще в 1709 году, но вот достойного скульптора тогда не нашлось. Только в 1716 году началась работа под руководством прибывшего тогда в Россию известного скульптора Б.К. Растрелли. Но все предлагаемые им модели по разным причинам не устраивали царя.

Наконец только к 1724 году была выполнена восковая модель памятника, одобренная Петром I, но к отливке его так и не успели приступить – в 1725 году император скончался. Скульптор, проработавший над этим проектом почти 10 лет и так и не получивший вознаграждения, не терял надежды окончить его, но пока переключился на другие заказы.

Только  с приходом к власти Елизаветы замысел получил продолжение (в 1743 году), вот только модель памятника уже не соответствовала ни моде того времени, ни грандиозности самого образа Петра I. Растрелли внес необходимые изменения, и уже все  было готово к отливке, но в 1744 году Растрелли умер.

 Тогда за дело взялся  его сын, талантливый и уже известный к тому времени архитектор – Бартоломео Франческо Растрелли. К 1747 году памятник, наконец, был отлит в бронзе и ... спрятан в амбаре Литейного двора. Екатерина II посчитала его недостаточно хорошим, чтобы увековечить память о Петре, и по ее заказу  был выполнен знаменитый «Медный всадник».

Но в 1796 году к власти пришел Павел I, и его желание действовать наперекор покойной матушке, помогло памятнику занять свое место в столице – на площади перед Михайловским замком, а на передней грани пьедестала появилась надпись: «ПРАДЕДУ ПРАВНУК.1800».

Михайловский дворец

Здание Михайловского дворца находится на площади Искусств, построено оно по проекту известного архитектора К. Росси в 1819-1825 годах в стиле высокого классицизма (или ампир, как его часто называют). К проектированию дворца архитектор подошел с присущим ему широчайшим градостроительным размахом - кроме самого дворца с Михайловским садом он спланировал большую прямоугольную площадь перед дворцом, а также близлежащие улицы. (По его проектам были выполнены фасады зданий, построенные в 1820-1830 годах другими архитекторами).

Михайловский дворец предназначался для великого князя Михаила Павловича - четвертого сына императора Павла I, брата Александра I и Николая I.

Ансамбль парадных помещений дворца стал вершиной творчества К. Росси в искусстве интерьеров. Но от былого великолепия остались лишь главная лестница и Белоколонный зал, мебель для которого была также спроектирована К. Росси. Оформления остальных помещений было уничтожено, когда дворец приспосабливали для нужд Русского музея в 1895-1898 годах. (В 1895 году здание было выкуплено в казну и передано учрежденному "Русскому Музею Императора Александра III"). Работы велись под руководством В.Ф. Свиньина.

 В связи со значительным расширением коллекции в 1914-1919 годах по проекту архитекторов Л.Бенуа и С.Овсянникова рядом с музеем был построен Выставочный павильон Академии художеств, получивший название корпус Бенуа по фамилии автора проекта. Корпус выдержан в стиле неоклассицизма.

В Михайловском дворце, корпусе Бенуа и флигеле Росси размещается в настоящее время основная экспозиция Русского музея. Здесь можно увидеть произведения художников, составляющих славу и гордость русского искусства - Андрея Рублева, Дионисия, Ф.Шубина, Д.Левицкого, В.Боровиковского, К.Брюллова, Ф.Бруни, О.Кипренского, А.Иванова, И.Репина, А.Куинджи, И.Шишкина, В.Серова, М.Врубеля, П.Антокольского, Б.Кустодиева, К.Малевича, В.Кандинского, П.Филонова, М.Шагала, К.Петрова-Водкина и многих других.

Адрес:Пл. Искусств, Инженерная ул., 2-4

Пункт № 5:

Казанский собор

Строительство Казанского собора в Санкт-Петербурге велось по проекту архитектора А.Н. Воронихина в 1801-1811гг. Здание обращено к Невскому проспекту боковым фасадом, к которому примыкает колоннада из 96 колонн и 6-колонным портиком в центре. Над центральной частью Казанского собора – высокий барабан с окнами, увенчанный легким куполом (общая высота около 72 метров).

Это был первый в мире купол, выполненный из кованого железа. Внутри храм был разделен на 3 нефа рядами колонн из розового гранита и украшен гипсовыми и бронзовыми статуями и барельефами. В 1932 г. здесь разместился музей Истории религии и атеизма, и часть внутреннего оформления перешла Русскому музею.

После войны 1812 года собор стал памятником военной славы России и в нем были помещены трофейные французские знамена, а в 1813 году в склепе собора был погребен великий русский полководец М.И. Кутузов.

По требованию Павла I здание должно было походить на собор Св. Петра в Риме. В 1799-1800 годах проводился конкурс на проект собора с участием Камерона, Гонзаго, Тома де Томона. При поддержке графа Строганова, строительство было поручено архитектору Воронихину, бывшему крепостному графа.

Адрес: Невский пр., Казанская пл., 2

Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли

Первые произведения русской монументальной скульптуры, выразившие патриотизм не в аллегорической  форме, а через реалистический портрет. Их открытие состоялось в 1837 г. к 25-летнему юбилею разгрома наполеоновской армии, выполнены они были по моделям скульптора Б.И. Орловского.

Оба фельдмаршала изображены в полный рост и отражают два важных этапа войны 1812 года – Барклай-де-Толли командовал русскими армиями в период отступления, его образ трагичен, поза нерешительна, лицо печально, ведь его вынужденное отступление тогда не выглядело таким однозначно необходимым действием и вызывало недовольства и ропот в рядах воинов.

Кутузов разгромил французскую армию – его образ излучает энергию и уверенность в победе. Монументы были очень удачно установлены перед Казанским собором и органично влились в общую композицию.

Дом книги, бывший Дом компании "Зингер"

Здание Дома Книги построено в стиле модерн по проекту архитектора П.Ю. Сюзора в 1902-1904 годах. Впервые в России был использован металлический каркас, позволивший увеличить размеры окон, заполненный в стенах кирпичной кладкой. Изначально здание строилось для швейной компании "Зингер" и должно было быть значительно выше. С 1919 здесь располагается самый известный и большой книжный магазин города - Дом Книги. 

Адрес: Невский пр., 28

Пункт № 6:

Государственный музей-памятник Исаакиевский собор

Золоченый купол Исаакиевского собора сегодня является одним из узнаваемых символов Санкт-Петербурга наряду с Медным всадником и Корабликом на шпиле Адмиралтейства. Вид с колоннады Исаакиевского собора позволяет представить себе красоту и масштабы города. Это самая величественная постройка 19 века, один из самых больших купольных соборов в мире.

Для строительства основного ортодоксального кафедрального собора России Александр I пригласил французского художника и архитектора – Огюста Монферрана. Строительство здания началось в 1818 г., а закончилось в 1858 г.

Исаакиевский собор поражает своими масштабами, его общая высота – 101,5 м, площадь – 3300 м (одновременно тут может поместиться до 14000 человек). Был рассчитан даже вес всей конструкции – 300 тысяч тон. Всего в соборе 112 колонн.

Внутренняя отделка храма восхищает многообразием видов камней (43 вида). Там находится богатая коллекция мозаичных икон, создававшаяся на протяжении 60 лет, бронзовые украшения, роспись.

Самый крупный храм императорской столицы явился достойным завершением великой эпохи петербургского классицизма.

Адрес: Исаакиевская пл., 4

Тел.: 315-97-32

Режим работы: 11.00-19.00, кроме среды, летом в белые ночи колоннада открыта до полуночи.

Стоимость билетов в музей: граждане РФ – взрослые - 120 руб., учащиеся – 50 руб.; иностранные граждане – взрослые - 300 руб., учащиеся – 170 руб.

Стоимость билетов на колоннаду Исаакиевского собора: граждане РФ – взрослые - 70 руб., учащиеся – 30 руб.; иностранные граждане – взрослые - 150 руб., учащиеся – 100 руб.

В стоимость билета входит экскурсия в соборе и магнитофонная экскурсия на колоннаде.

Храм посвящен святому Исаакию Далматскому. Празднование памяти этого святого 30 мая совпало с днем рождения Петра I. Поэтому еще в 1707 году вблизи Адмиралтейства была устроена скромная деревянная Исаакиевския церковь, которую в 1720-х году сменил каменный собор с высокой колокольней, но он тоже простоял недолго. Третий храм во имя того же святого начал возводить в 1768 году А. Ринальди, а закончил, упростив его проект, В. Бренна. Вскоре решено было строить новый, четвертый собор. Император Александр I утвердил проект молодого французского архитектора О. Монферрана, который еще не имел строительного опыта, но был в то время искусным рисовальщиком.

В первую очередь сооружались портики и колоннада, чтобы они успели дать усадку до строительства стен. Потом, внутри готовой колоннады, строился сам собор. 

Адмиралтейство

В 18 веке Адмиралтейством называли центр военного кораблестроения. Там находились верфи, доки, мастерские, склады для вооружения и снаряжения кораблей. Адмиралтейство в Санкт-Петербурге было основано в 1704 году по проекту Петра I и представляло собой в то время одноэтажный бревенчатый дом, обмазанный глиной, построено Адмиралтейство было в форме буквы «П» и обращено двором к Неве. В 1721 году началась перестройка здания в камне и появилась башня с золоченым шпилем, но после пожара 1783 года все было уничтожено пожаром.

К началу 19 века был возведен Зимний дворец и все близлежащие территории были застроены домами знати, следовательно, облик нового здания Адмиралтейства должен был соответствовать общей архитектуре центра столицы. Эту задачу с блеском решил талантливый русский архитектор А.Д. Захаров. В 1806 г. началась перестройка здания. Из-за войны 1812-1814 гг. она затянулась до 1823 года и была завершена уже после смерти архитектора. Появился величественный комплекс в стиле высокого классицизма, богато украшенный скульптурами, прославляющими величие России как морской державы. В центре фасада, обращенного к Невскому проспекту, находится въездная арка, над которой возвышается башня, окруженная колоннадой и увенчанная куполом со шпилем ( 72,5 м), на вершине которого находится позолоченный флюгер – кораблик. Размеры кораблика – 192 на 158 см, вес – 65 кг.

Изображение этого кораблика – один из исторических символов города. Под самым корабликом на шпиле находится позолоченный шар, в котором содержится вся информация о перестройках и реконструкциях Адмиралтейства, а также несколько образцов Петербургских газет 19 века.

Адрес: Адмиралтейская наб., 2

Мариинский дворец

Мариинский дворец получил свое название в честь дочери Николая I Марии, для которой дворец и был построен в 1839-1844 годах по проекту А.И. Штакеншнейдера. В отделке внутренних помещений архитектор ввел несколько новшеств: несгораемые металлические перекрытия, световые фонари с железным каркасом, штукатурка потолков, наносившаяся на железную сетку для большей прочности.

С 1884-1917 год в здании размещался Государственный совет.

Сегодня в Мариинском дворце работает Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Адрес: Исаакиевская пл., 6

Памятник Николаю I

Памятник императору Николаю I был выполнен скульптором П.К. Клодтом по проекту О. Монферрана и установлен в 1859 году. Это был первый конный памятник в городе, имеющий только две точки опоры. Чтобы уравновесить полую бронзовую статую, пришлось утяжелить круп коня, сквозь весь постамент до самого основания проходят опорные столбы от задних копыт коня.

Памятник установлен на постаменте с барельефами, прославляющими царствование Николая I. Сам император  изображен в парадной форме конногвардейца. На постаменте установлены 4 аллегорические фигуры, отражавшие основные черты его царствования, – Сила, Мудрость, Вера, Правосудие (их лица имеют портретные сходства с женой и дочерьми Николая I). Для изготовления пьедестала были использованы несколько сортов мрамора и гранита.

Адрес: Исаакиевская площадь

Гостиница "Астория"

Здание Астории было возведено по проекту архитектора Ф.И. Лидваля в 1908-1912 годах.  В начале века эта гостиница считалась самой лучшей в стране по качеству обслуживания и по богатству отделки интерьеров. Арихитектура здания решена в стиле модерн, но в отделке использованы элементы классицизма. В разные периоды в этой гостинице останавливались различные известные политики, артисты, писатели (в том числе Г. Уэллс). В годы советской власти здесь размещался первый Дом Петросовета.

Сегодня гостиница "Астория" входит в пятерку лучших пятизвездочных отелей мира.

Адрес: Большая Морская ул., 39

Конногвардейский манеж

Здание Манежа было построено в 1804-1807 годах по проекту Дж. Кваренги в формах классицизма. Почти все его внутреннее пространство прежде занимал один огромный зал, в котором осенью и зимой проводилась выездка кавалерийских лошадей. К восьми колонному портику Манежа ведет широкая лестница, украшенная симметричными статуями Диоскуров, которые были изготовлены по образцу статуй в Риме.

Сегодня здание используется как Центральный выставочный зал.

Адрес: Исаакиевская пл., 1

Здание Синода и Сената

Здание Сената и Синода - высших правительственных учреждений Российской империи - стало последним крупным произведением К.И. Росси. Оно было построено в 1829-1834 годах.

Парадность и пластическую выразительность зданию придает коринфский ордер. Скругленный угол создает плавный переход от площади к набережной и скрадывает разную длину двух частей здания Синода и Сената.

В композиции арки, напоминающей о Нарвских триумфальных воротах, варьируется в иных пропорциях тема, блестяще разработанная архитектором в здании Главного штаба. Арка увенчана скульптурной группой "Правосудие и Благочестие" (В.И. Демут-Малиновский).

Сам Росси не участвовал в строительстве, его вел А.Е. Штауберт, которому принадлежит и внутренняя планировка и отделка здания.

До 2005 года в здании находился Российский государственный исторический архив. В 2008 году сюда из Москвы переехал  Конституционный суд России.

Адрес: Сенатская пл. (пл. Декабристов), 1-3

Медный всадник

Памятник Петру I Медный всадник воздвигнут по приказу Екатерины II в 1782 г. по модели скульптора Э. Фальконе. Статуя была отлита из бронзы и установлена на огромном гранитном монолите весом 1600 тонн, которому была предана форма волны, что символизировало стремления Петра I возвысить Россию как морскую державу, вывести ее из пучины невежества. Вздыбленный конь, которым, тем не менее твердо управляет царь, отражал характер и непокорность народа. А змея под копытами олицетворяла врагов петровских реформ (кроме того, это искусно выполненная третья точка опоры памятника).

Адрес: Сенатская площадь (площадь Декабристов)

Пункт № 7:

Стрелка Васильевского острова

Ядром архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова стало здание Биржи, построенное по проекту Тома де Томона – архитектрора, приехавшего в Россию в 1799 году и подобно многим другим иностранным художникам нашедшего в Санкт-Петербурге широчайшее поле для реализации своих творческих замыслов. Томон приступил к составлению проекта Биржи в 1801 году, разработав в течение четырех лет несколько его вариантов.

Ключом к решению сложной градостроительной задачи было определение правильного расположения Биржи относительно берега и реки. Напряженный творческий поиск увенчался успехом: архитектор нашел такой прием, который позволил акцентировать своего рода «ось равновесия» пейзажа и совместить с ней центр всего ансамбля. При этом пришлось упорядочить природное окружение здания: путем подсыпки грунта берег Стрелки Васильевского острова был повышен и выдвинут вперед более чем на сто метров, а береговой линии приданы правильные, симметричные очертания. Так перед Биржей возникла полукруглая площадь, которую украсили гранитные стенки и пологие спуски к воде. Строгую симметрию ансамбля подчеркнули две вертикали – Ростральные колонны, поставленные по обеим сторонам площади (в прошлом они выполняли роль маяков при входе в порт). Массивные каменные колонны, решенные в форме античных триумфальных сооружений, декорированы металлическими изображениями ростр – носовых частей кораблей. У подножия колонн – колоссальные скульптурн6ые аллегории великих русских рек: Волги, Днепра, Волхова и Невы, выполненные по моделям И. Камберлена и Ж. Тибо.

Биржа была заложена в июне 1805 года, а через пять лет ее строительство завершилось. Прямоугольное в плане задание со всех сторон окружено монументальной дорической колоннадой. Над колоннами возвышается верхняя часть основного объема сооружения, перекрытого двускатной крышей. Четкий силуэт и пластичная колоннада Биржи способствуют тому, что она отлично видна с большого расстояния. Как и в других памятниках зрелого классицизма, в композиции Биржи значительную роль играют скульптурные группы, раскрывающие идейный замысел и назначение здания. Перед его фронтоном помещена аллегорическая композиция «Нептун с двумя реками». Группа «Навигация с Меркурием и двумя реками» венчает колоннаду на западном фасаде Биржи.

Даже в наши дни здание Биржи остается связанным с морем и мореплаванием: в нем с 1940 года размещается Военно-морской музей.

Ансамбль Стрелки получил завершение лишь спустя два десятилетия после сооружения Биржи и Ростральных колонн. В 1826-1832 годах справа и слева от Биржи были возведены симметричные здания пакгаузов – портовых складов.

Биржа

Впервые биржа возникла в 1703 г. как собрание купцов, позднее биржей стали называть само здание, где они собирались.

Здание Биржи на Стрелке Васильевского острова было построено в 1805-1810 гг. по проекту Ж. Тома де Томона в  стиле античного храма с  колоннадой по периметру.

Это грандиозное сооружение является центром архитектурного ансамбля Стрелки. Скульптуры, украшающие фасады Биржи выполнены из пудостского камня и прославляют морское могущество России.

С 1733 г. по 1885 г. на Стрелке находился торговый порт города, так здесь появились Ростральные колонны, выполнявшие роль маяков.

Здания справа и слева от Биржи были построены в 1826-1832 гг. и использовались как склады для товаров.

Сегодня с этого места открывается чудесный вид на Петропавловскую крепость, Зимний дворец, Адмиралтейство. Неподалеку находятся здания Университета, Кунсткамера, Зоологический и Военно-морской музеи.

Адрес: Биржевая пл., 4

Ростральные колонны

Ростральные колонны символизируют морское могущество России. Каждая колонна украшена рострами – носовыми частями кораблей (по 8 на каждой), наядами и скульптурными аллегорическими изображениями четырех великих русских судоходных рек России: Волга, Нева, Днепр, Волхов. Колонны являются неотъемлемой частью архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова. Сооружены они были по проекту архитектора Тома де Томона в 1810 г. как маяки – на вершинах были установлены емкости для масла, поджигавшееся с наступлением сумерек. Высота каждой колонны – 32 м.

Адрес: Биржевая пл.

Пункт № 8:

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость была заложена 16 мая 1703 г. (27 мая по новому стилю)  на Заячьем острове по приказу Петра I. Остров был небольшим, и для его увеличения были созданы искусственные насыпи. В разработке проекта  крепости принимал участие сам Петр I. Ее форма была определена естественными очертаниями острова. За три месяца усилиями 20000 людей была возведена первая крепость из дерева и земли, но она не могла стать надежным оборонительным сооружением, тогда в 1706 г. началась ее перестройка в кирпиче и камне. Она не раз приводилась в боевую готовность, но в боевых действиях участия так и не принимала.

Петропавловская крепость выглядит в плане как шестиугольник – шесть бастионов соединены между собой двойными стенами (их высота – 12  м). Толщина внешней стены – 8 м, внутренней – 2 м, пространство между ними было заполнено землей. С 1873 г. появилась традиция ровно в полдень производить холостой выстрел из пушки с Нарышкиного бастиона.

В 18 веке в крепости был расквартирован гарнизон, часть казематов сдавали купцам как склады. С 1718 г. здесь действовала политическая тюрьма. Осужденных на казнь выводили через Невские ворота и переправляли по Неве до места казни.

Сегодня на  острове расположены Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный монетный двор, музей космонавтики и ракетной техники, Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница, работают выставки. Здесь хранятся символические ключи от города, изготовленные по приказу Екатерины II.

Вход на территорию Петропавловской крепости свободный, ежедневно с 6.00 до 22.00

Режим работы основных музеев и выставок: 11.00 до 18.00 ежедневно, кроме среды.

Стоимость посещения музеев: единый билет с правом посещения всех музеев на территории Петропавловской крепости: для взрослых – 280 руб., для учащихся – 130 руб. По этому билету вы можете посетить

В стоимость единого билета всклочена обзорная экскурсия по Петропавловской крепости и в Петропавловском соборе.

Начало экскурсии у Иоанновского равелина ежедневно (кроме Ср.) в 11.15, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00

При желании вы можете посетить только один из вышеперечисленных музеев, стоимость билета в Петропавловский собор для взрослых – 170 руб., для учащихся – 80 руб. Доплатив за билет еще 20 руб. вы сможете присоединиться к обзорной экскурсии по Петропавловской крепости и в Петропавловском соборе.

Стоимость входных билетов во все остальные музеи составляет 100 руб. для взрослых и 60 руб. для учащихся, экскурсионное обслуживание в стоимость не входит.

Стоимость входных билетов на временные выставки составляет 200 руб.

Желающие могут воспользоваться электронным аудиогидом для прогулки по Петропавловской крепости. Стоимость аудиогида на русском языке – 200 руб., на иностранном – 250 руб., в залог можно оставить документы или 2000 руб. Вся информация в билетных кассах крепости.

Пункт № 9:

Соборная Мечеть

Мечеть в Санкт-Петербурге была построена в 1910-1914 годах (отделочные работы длились до 1920 года) архитекторами Н.В. Васильевым и С.С. Кричинским. Эклектичность композиции мечети явилась следствием специфичности задания: перед архитекторами была поставлена задача использовать мотивы магометанского зодчества.

Основной объем сооружения в форме массивного куба увенчан поднятым на цилиндрическом барабане ребристым куполом, повторяющим завершение мавзолея в Самарканде. Купол и ниша входного портала мечети облицованы яркими изразцами со сложными геометрическими узорами, напоминающими многоцветный ковер, созданный мастерами Средней Азии. Эти изразцы были изготовлены под руководством большого знатока керамического производства – художником П.К. Ваулиным.

Однако формы и мотивы, заимствованные из среднеазиатского зодчества не лишили мечеть петербургского характера. Она имеет подчеркнуто суровый, северный облик, несвойственный южным постройкам, благодаря облицовке стен гранитом. С мощным каменным массивом стен эффектно контрастируют и живописно украшенный портал, и хрупкий орнамент решеток немногочисленных окон.

Адрес: Кронверкский пр., 7

Крейсер «Аврора»

Крейсер «Аврора» - крейсер первого ранга (экипаж – 570 человек),  знаменит своей ролью в Великой Октябрьской революции – именно он дал холостой залп 7 ноября 1917 года в 21.45, послуживший сигналом к атаке Зимнего дворца. Крейсер был спущен на воду в 1900 году, а в 1904 участвовал в Русско-Японской войне. В 1905 году крейсер принимал участие в Цусимском сражении, где потерял капитана, значительную часть команды и получил серьезные повреждения. С 1922 г. стал учебным судном. Во время Великой Отечественной войны орудия с Авроры были демонтированы и использовались для обороны Ленинграда, а сам он был обстрелян и затонул. 

С 1948 г. отреставрированный крейсер «Аврора» стоит на вечной стоянке напротив Нахимовского военно-морского училища, о чем свидетельствует установленный на набережной в 1976 году мемориальный знак «Вечная стоянка».

Адрес: Петровская наб., Крейсер «Аврора»

Режим работы: 10.30.-16.00 ежедневно, кроме понедельника и пятницы

Стоимость входных билетов – чисто символическая около 10 руб. для граждан РФ и 30 руб. для иностранных граждан.

 Наверх