СПБ-РФ                     

        

справочно-информационный портал  

Санкт-Петербург ИСТОРИЯ ОБУЧЕНИЕ   ДОБАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ НА САЙТ БЕСПЛАТНО КОНТАКТЫ
_ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ_ _МУЗЕИ_ _ДЕТЯМ_ _РАЗВЛЕЧЕНИЯ_

1

_INFO_  ПРИГОРОДЫ  ПОКУПКИ _РЕКЛАМА_

Детские театры

Детские музеи

Океанариум

Недорогие гостиницы

Аквапарки

Такси СПб

 

 

Православная церковь. Христианство.

Православный храм

   В Божией церкви не выпускай из уст твоих молитвы и ни на кого не поднимай очей твоих.

Храм есть освященное здание, в котором верующие собираются славословить Бога и молиться Ему. Храмы, в которых собирается духовенство из других ближайших церквей для торжественного богослужения, называются соборными.

Православный храм делится на три части: алтарь, средняя часть и притвор. Это соответствует устройству ветхозаветного иерусалимского Храма, который тоже состоял из трех частей: святая святых, святилища и двора. Святая святых и алтарь – это символы Царства Небесного. В давние времена в Святая Святых разрешено было входить только первосвященнику, и то он входил туда только раз в году, с кровью очистительной жертвы. Это объясняется тем, что после грехопадения Адама и Евы Царство Небесное стало недоступным для обычного человека, и только первосвященник, как прообраз Христа, своим входом во Святая святых словно бы показывал людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови откроет Царство Небесное для всех.

 Средняя часть храма у нас соответствует древнему святилищу, в которое никто, кроме священников, не имел права входить. Сегодня же в православном храме в средней части могут стоять все верующие. Современный притвор соответствует двору ветхозаветного Храма, в котором находился весь народ. В первые века христианства здесь разрешали стоять оглашенным людям, которые только готовились к таинству Крещения. Сегодня в притвор иногда отправляются стоять для исправления тех, кто тяжко согрешил.  

Христианские храмы всегда построены алтарем на восток: туда, где восходит солнце, ведь «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока», мы называем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный Свет, а главный вход в храм всегда бывает с запада. Очень часто храм Божий имеет в плане форму креста, потому что Крестом Спаситель избавил нас от власти дьявола. Зачастую он устраивается и в виде корабля, в ознаменование того, что этот храм, как Ноев Ковчег, ведёт нас к тихой пристани в Царстве Небесном. Если в основании храма лежит круг, это означает вечность Церкви и Царства Небесного, а когда он устроен в виде восьмиугольной звезды, это знак сияния на пути верующих, знаменовали собой Вифлеемскую звезду и Церковь как путеводную звезду ко спасению в жизни будущего, восьмого века. Ибо период земной истории человечества исчислялся семью большими периодами, и восьмой – это вечность в Царстве Божием. Каждый храм посвящается Богу и носит имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящён в память святого или особого праздника. В этом случае все алтари, кроме главного, называются приделами.

Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Обычно он и устраивается на возвышении, это самая важная часть храма, именно здесь совершаются Богослужения, и здесь же находится главная святыня – престол, на котором незримо присутствует Сам Господь и совершается таинство Причастия Тела и Крови Господней. Престол – это особо освященный стол, облаченный в нижнюю одежду из белого полотна и верхнюю – из расшитой ткани, располагается в центре алтаря. Престола и освященных предметов на нем могут касаться и целовать только священнослужители. Видимым знаком того, что на св. престоле невидимо присутствует Господь, служат находящиеся на нем Евангелие и крест. На престоле находится дарохранительница, устрояемая обыкновенно в виде небольшого храма или в виде гробницы. Ее назначение – хранить Св. Дары, т. е. Тело и Кровь Христовы, для приобщения больных. Она напоминает гроб Господень. С левой стороны от св. престола устрояется обыкновенно в алтаре св. жертвенник, имеющий меньшее значение, чем св. престол. Он назначается для приготовления хлеба и вина к Таинству Причащения и напоминает Вифлеемскую пещеру, месторождение Спасителя, и гроб Господень. За св. престолом, между ним и восточною стеною алтаря, место называется горним, или возвышенным, и означает седалище Господа и сидение Его одесную Бога Отца. В середине его никто не может сидеть или стоять, кроме архиерея, изображающего Самого Христа. Между святым престолом и царскими вратами могут проходить, и то только для священнодействия, лица освященные, как то: диаконы, священники, архиереи. Алтарь отделен от среднего храма иконостасом – особой перегородкой, которая уставлена иконами. В иконостасе трое врат, ведущих в алтарь:средние - самые большие называются – Царскими, потому что через них в Св. Дарах проходит Царь славы и Господь господствующих. В эти двери могут проходить только священнослужители. На царских вратах изображается благовещение архангела Св. Деве Марии, потому что со дня благовещения нам открыт вход в рай, потерянный людьми за грех. Еще на царских вратах изображаются св. евангелисты, потому что только благодаря евангелистам, этим свидетелям жизни Спасителя, мы знаем о Господе Иисусе Христе, о спасительности Его пришествия для наследования нами райской жизни. Боковая дверь иконостаса с левой стороны царских врат называется северною, дверь с правой стороны тех же врат носит название южной двери.

   Направо от Царских Врат помещается икона Спасителя, налево – икона Божией Матери. Далее следуют образа особо чтимых святых. Входя в храм, вы всегда можете узнать, какому празднику или святому он посвящен, потому что икона этого праздника или святого, или храмовая икона, расположена справа от Спасителя. Иконы можно видеть также и по стенам храма. Они, как правило, помещены в специальные рамы со стеклом – киоты, защищающие их от внешнего воздействия среды и порчи. Иконы лежат и на аналоях – особых столиках с наклонной поверхностью.

    Кроме икон в храме можно увидеть канунник, или канун, с изображением          распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения – панихиды.

      Возвышение перед иконостасом называется солеей, а в центре её полукруглый выступ перед Царскими Вратами – амвон. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда священник говорит проповеди. На амвоне верующим преподаётся Святое Причастие. По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами всегда стоят подсвечники, на них можно поставить одну или несколько свечей, для чего аккуратно разжечь её с одного конца от уже горящих свеч и подплавив с другого для устойчивости.               

        С потолка храма свисают паникадила со множеством свечей. Сегодня это электрические люстры с лампочками в виде свеч. Паникадила зажигаются в торжественные моменты богослужения.

        Храмы завершаются одной или несколькими главами, увенчанными крестами, - для напоминания о Господе Иисусе Хресте, совершившем наше спасение на кресте. Одна глава на церкви Божией проповедует о том, что Бог есть един. Три главы означают, что мы кланяемся Богу единому в трех лицах. Пять глав изображают Спасителя и четырех евангелистов. Семь глав строятся на храмах для означения, во-первых, семи спасительных Таинств, которыми христиане освящаются для получения вечной жизни, во-вторых, семи вселенских соборов, на которых утверждены правила христианского вероучения и благочиния. Есть храмы и с 13 главами: в сем случае они изображают Спасителя и Его 12 апостолов.

     Одно из правил поведения молящихся в храме гласит: «Входи в святой храм с духовной радостью». Уныние – тяжкий грех. «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас».

       Всегда входите в храм со смирением и кротостью, думать о том, что Сам Господь и все святые смотрят на входящего. При входе в святой храм следует сотворить поклоны: в будничные дни три земных, а в праздники три поясных. При этом можно молиться так: «Боже, милостив буде мне грешному», «Пресвятая Богородица, спаси мя грешного», «Вси святии, молите Бога о мне, грешном».

       Во время Божественной Литургии православные христиане подают записки о здравии живых крещеных, православных родственников или близких и, отдельно, о упокоении умерших. Как оформить такую записку вам подскажут.  

     Пишите полные имена аккуратно, разборчиво, в родительском падеже. Сколько будет имен – неважно, но помните, что не очень длинную записку священник обычно читает внимательнее. Лучше чаще посещать храм, каждый раз подавая маленькие записки с разными именами, чем раз в полгода приносить огромные списки. Записки подают перед началом службы, обычно делают это там же, где покупают и свечи. Различие цены записок (как и цены свеч) – это разница в сумме пожертвования на храмовые нужды.

      Обычно молящийся проходит на то место в храме, где привык стоять. Проходить к нему следует тихо и скромно, а у Царских Врат обязательно остановиться и благоговейно перекреститься и поклониться. Если привычного места пока нет, встать на свободное место, не мешая другим. В любом месте храма можно сосредоточиться и внимательно совершать внутреннюю молитву. Прохода от главных дверей к Царским Вратам никто не должен занимать. По старинному христианскому обычаю, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины – в левой.

       В святой храм нужно приходить к началу богослужения, а в случае опоздания не мешать молитве других. Во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Литургии (когда совершается пресуществление Святых Даров) входить не принято, лучше постоять у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы. Во время службы ходить по храму нежелательно. Даже для того, чтобы поставить свечи, лучше выбрать другое время. Именно поэтому лучше прийти пораньше, чтобы успеть купить и поставить свечи, подать записки, приложиться к иконам (это можно сделать в установленное время, например, на всенощной за елеопомазанием). Некоторые моменты службы требуют от молящихся особого сосредоточения: во время чтения Евангелия; Песни Богородицы и Великого Славословия на всенощной, а также молитвы «Единородный Сыне …» и всей Литургии, начиная от «Иже херувимы…».

        В праздничные и воскресные дни, а также после причастия не положено совершать земные поклоны, а только поясные, касаясь рукой пола.

         В православном храме должно стоять. Присаживаются молящиеся только в случае нездоровья, а после кратковременного отдыха снова встают. «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах». Во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии сидеть не допускается.

         Когда священнослужитель совершает каждение храма, молящиеся стараются отойти в сторону, чтобы не мешать ему. В это время не следует креститься, а нужно слегка склонить голову. Склоняют голову и во время открытия или закрытия Царских Врат, когда священник возглашает: «Мир всем», или благословляет народ Евангелием. Во время освящения Святых Даров  (молитва «Тебе поём») желательно (если достаточно места) совершить земной поклон. 

          Уходить из храма до конца богослужения без крайней необходимости – это грех перед Богом. Если такое случится, нужно сказать об этом на исповеди священнику.

 

 

Справочник садовода-огородника

Лунный календарь 2017

Copyright © 2008-2017 www.spb-rf.ru. Любое использование материалов возможно только с указанием активной ссылки на этот сайт.  Адрес: spb-info@spb-rf.ru Рейтинг@Mail.ru   Реклама на сайте.  Последнее обновление страницы 22.06.2017 Яндекс.Метрика new version