СПБ-РФ                     

        

справочно-информационный портал  

Санкт-Петербург ИСТОРИЯ ОБУЧЕНИЕ   ДОБАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ НА САЙТ БЕСПЛАТНО КОНТАКТЫ
_ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ_ _МУЗЕИ_ _ДЕТЯМ_ _РАЗВЛЕЧЕНИЯ_

1

_INFO_  ПРИГОРОДЫ  ПОКУПКИ _РЕКЛАМА_

Детские театры

Детские музеи

Океанариум

Недорогие гостиницы

Аквапарки

Такси СПб

 

 

Православная церковь. Христианство.

Посты

1. Рождественский (Филиппоский) пост – с 28 ноября по 7 января.     Кроме среды и пятницы (канонических постных дней), разрешается, есть рыбу, с 20 декабря – строгий пост.

2. Петровский пост (Апостольский) – начинается с понедельника (после Всесвятского воскресенья) девятой недели после Пасхи и длится до 12 июля, праздника апостолов Павла и Петра. Разрешается употреблять в пищу рыбу, кроме среды и пятницы. Не строгий пост.

3. Успенский пост начинается 14 августа в Медовый Спас и заканчивается 28 августа. На время поста выпадает праздник Яблочного Спаса. Строгий пост. Только 19 августа (в праздник Преображения Господня) можно употреблять в пищу рыбу.

4. Великий пост, которому предшествует Масленица, на которой  мясные продукты в пищу уже не употребляются. Длится 7 недель до Пасхи. Строгий пост. Рыбу разрешается есть только  на Благовещение (7 апреля) и в Вербное воскресенье (шестое воскресенье Великого поста).

 Однодневные посты: -  среда и пятница, кроме сплошных седмиц и Святок.

-Крещенский сочельник

-(Навечерие Богоявления) – 18 января

-Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября

-Воздвижение Креста Господня – 27 сентября

Пост – это не время для страданий. Это время физического и душевного отдыха. До принятия христианства на Руси также существовали посты и назывались они зеленоядие или мясопуст. Пост – это всегда очищение: телесное и духовное, которое позволяет расширить границы своего сознания. Образуется пустота, которую можно заполнить новым, так как для этого высвободилось место. Пост – это воздержание от всего, что может вставать между вами и Богом. Пост – это уход внутрь себя и пребывание там наедине с Господом.

О трапезе в посты

Петровский пост – кроме среды и пятницы – рыба.

Успенский – строгий, рыба разрешается в праздник Преображения Господня.

Рождественский – до 20 декабря устав Петрова поста, затем – строгий пост.

Великий – рыба разрешается в праздники Благовещения (кроме Страстной седмицы) и входа Господня в Иерусалим.

Первая и Страстная седмицы - более строгие посты.

Пост – очищение тела, души. Время молитвы и покояния. Тело – покров, дом души. Жилище – покров человека. И тело, и жилище старались содержать в чистоте, готовили их к принятию нового, выгоняли старое, болезненное, смертоносное. Отсюда такое количество очистительных обрядов по изгнанию богини Мары-смерти, духов, всевозможных болезней, сонных состояний. Ограничения распространялись не только на запрет приема скоромной пищи, но и на супружеские отношения, развлечения, увеселения. В связи с этим сложных обрядовых праздников на март, апрель не выпадало. 

Понедельник. Седмица 1-я Великого поста. Чистый понедельник. Тужилки на Масленицу. Начало первой Великопостной недели - Великого поста (7 седмиц-недель) – конец – последний день перед Пасхой.  Полное воздержание от пищи – в понедельник и вторник. В среду, четверг, пятницу – пища без масла. В субботу – пища с маслом. Справляли тужилки по Масленице. Ели постные блины с конопляным или подсолнечным маслом. Выгоняли Масленицу. Чистили и убирали весь дом. Вкушали сухую пищу, и обязательно полагалась баня.

Церковь, предписывая хранить весь Великий пост, издревле установила также святить с особенной строгостью некоторые седмицы. Особо строгий пост полагается в первую и в последнюю седмицы Великого поста. На первые два дня первой седмицы распространяется высшая степень поста – полное воздержание от вкушения пищи.  В прочие же дни Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней, Церковь постановила вторую степень воздержания, состоящую в единократном в продолжении дня сухоядии, вечером. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста – потребление сваренной пищи с елеем и притом двукратно в день. Последняя легчайшая степень воздержания, т.е. вкушение рыбы, разрешается только на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

Первая седмица (неделя) Великого поста – по православной традиции, время особо усердной молитвы и говения. В первые четыре дня седмицы вечером за богослужением (на повечерии) в храмах читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Это богослужебное последование содержит 250 тропарей; оно пронизано чувством покаяния пред Богом, осознания человеком своей греховности; эта главная тема раскрывается в каноне путем обращения к образам из Ветхого и Нового Завета, к примерам жизни святых. С понедельника по четверг первой седмицы канон читается по частям; полностью его прочтение совершается на утрени в четверг пятой седмицы поста.

Утром в среду первой седмицы впервые совершается особое богослужебное последование – Литургия Преждеосвященных Даров. Во время поста с понедельника по пятницу (кроме праздника Благовещения) Божественная литургия не совершается; поэтому на протяжении поста еженедельно в среду, пятницу и еще несколько дней совершается последование Литургии Преждеосвященных Даров, на которой верующие могут причаститься Святых Христовых Тайн (название объясняется тем, что Тело Христово – Агнец – приготовляется заранее в воскресныйдень за Божественной литургией, пресуществляется, затем напояется Кровью Христовой и сохраняется на престоле в храме соответственно до среды или пятницы).

Воскресенье. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Глас 1. Пища с маслом. В первое воскресенье Великого поста совершается чин «Торжества Православия», установленный в 842 году при царице Феодоре на Поместном Константинопольском Соборе в память восстановления почитания Святых икон. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ Веры и произносит анафему, то есть объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая лета» - живущим.

Понедельник. Седмица 2-я Великого поста. Пища без масла – до пятницы включительно.

Суббота. Поминовение усопших (2-я неделя Великого поста в субботу). Пища с маслом.

Воскресенье. Неделя 2-я Великого поста. Глас 2. Пища с маслом. Во второе воскресенье Великого поста Церковь вспоминает одного из великих богословов – святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского. Утверждал, что Сам Бог являет Себя миру и человеку в Своих энергиях; что энергии Бога – это не одно из Его творений, а это Он Сам, обращенный к Своему творению.

Понедельник. Седмица 3-я Великого поста. Пища без масла – до пятницы включительно.

Суббота. Поминовение усопших (3-я неделя Великого поста в субботу). Пища с маслом.

Воскресенье. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.  Глас 3. Пища с маслом.

Средокрестье. В среду или в четверг на этой неделе (четвёртая Великопостная неделя) во всех домах пекли специальное печенье в виде креста, а также наподобие разных земледельческих орудий, например, в виде сохи, косы, бороны. В кресты, которые пеклись по числу членов семьи закладывалось куриное перышко, чтобы куры велись, или ржаное зерно, чтобы хлеб уродился, или даже человеческий волос, чтобы голове легче было. Кому попадался крест с каким-либо из этих предметов, тот человек считался счастливым. Средокрестное печенье хранили до первого весеннего выезда в поле, с ними начинали засевать свои поля и огороды.

Понедельник. Седмица 4-я Великого поста. Пища без масла – до пятницы включительно.

Суббота. Поминовение усопших (4-я неделя Великого поста в субботу). Пища с маслом.

Воскресенье. Неделя 4-я Великого поста. Глас 4. Пища с маслом.

Пятая неделя Великого поста посвящена воспоминанию подвигов прп. Марии Египетской. Долгие годы провела Мария в безмерном борении с различными напастями и бедами в пустынной местности за Иорданом, пока не достигла святости.

Понедельник. Седмица 5-я Великого поста. Пища без масла – до пятницы включительно.

Суббота. Похвала Пресвятой Богородицы. (Суббота Акафиста). Пища с маслом. При императоре Михаиле II Константинополь в третий раз был сохранён силой Царицы Небесной от персов и русских князей Аскольда и Дира. Троекратное заступление Пресвятой Богородицы за православных Святая Церковь вспоминает в субботу пятой седмицы Великого поста, которая называется Субботой Акафиста. Акафист Святой Богородицы был составлен в VII веке Георгием Писидийским по случаю первого заступления Божией Матери за Константинополь. С IX века установился обычай совершать торжественное всенародное богослужение в честь Небесной Покровительницы Царьграда.

Воскресенье. Неделя 5-я Великого поста. Глас 5. Пища с маслом.

Понедельник. Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Пища без масла – до пятницы включительно.

Пятница. Заканчивается Святая Четыредесятница, чтобы уступить место Страстной седмице. В службе этого дня Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию воскрешения Лазаря и особенно Входа Господня в Иерусалим.

Суббота. Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря. Глас 5. На трапезе разрешается рыбная икра. «Спаситель стал у гроба – и содрогнулась мрачная обитель мертвых, поколебались стены наполненного мертвыми телами города, близки стали к падению его твердыни. Расторглись крепкие забрала, отверзлись высокие врата, сокрушились все запоры, в содрогание пришли обители его. Коснулся глас воскресения – и пали стены.

По гласу Его восстал умерший. Повеяло дыхание жизни – и воздвигся мертвец. Сказано: Лазаре! Гряди вон! – и он выходит: вместе со словом последовало дело. По гласу предстояло воскресение, и восстание мертвеца не замедлилось…

Воскресенье. Вход Господень в Иерусалим. Неделя 6-я Великого поста, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье – за неделю до Пасхи). Воскресенье, неделя 6-я Великого поста – вход Господень в Иерусалим . Великий пост. Рыба.

……..И когда вошёл Он в Иерусалим, весь народ пришёл в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. Накануне Господь Иисус Христос совершил чудо воскрешения святого праведного  Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию. На следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, приветствуемый множеством людей, узнавших о чуде воскрешения Лазаря. Народ постилал на пути Его одежды свои и ветви деревьев, торжественно восклицая: «Осанна (спасение) Сыну Давидову!» - так у евреев было принято встречать царей и победителей. Эти же люди, ныне торжественно встречающие Христа, всего лишь через несколько дней будут кричать правителю Пилату: «Возьми, возьми, распни Его!» и произнесут страшное проклятие на свой народ: «кровь Его на нас и на детях наших». По церковной традиции, в этот день в храмах верующие, как бы встречая невидимого грядущего Господа, стоят на богослужении с веточками верб в руках. Накануне праздника, на всенощном бдении в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы. Ныне народ, священники и власти иудейские в последний раз слышат слово Господа в храме. И оно было всеобъятно; оно обнимало все прошедшее, настоящее и будущее. Вопросом об Иоанне Господь дает уразуметь, что Он – истинный Мессия, особо ученикам предсказывает горе Иерусалиму и открывает тайну второго Своего пришествия.

Вербное воскресенье – ритуальное битье. По народному поверью, вербы, зачастую дуплистые, служили прибежищем русалок – водных берегинь. Качание на ветках этих деревьев было любимым развлечением русалок, которые подчас так увлекались этим занятием, что их можно было застать врасплох. Русалки могли жить в бутонах цветов вербы, питаясь их нектаром и прячась от любопытных глаз. На вербе почки распускаются раньше, чем на других деревьях. Расцветшее дерево – символ приходящей весны, распускания природы. И если в вербное воскресенье вербой прикасались к человеку, то таким образом наделяли его здоровьем, красотой.

Ветками принесенными из церкви вербы хлестали друг друга, и в первую очередь взрослые били детей для того, чтобы они лучше росли, приговаривая: «Верба, верба. Верба хлест. Верба хлест. Бьет до слез. Верба синя бьет несильно. Не я бью – верба бьет!». Очень важно было, чтобы у детей не оставалось обиды на взрослых за то, что их бьют, поэтому и приговаривали, что не человек бьет, а верба. Также в этот день обязательно били вербами молодых. Этот обряд был сопряжен с выпеканием каши, блинов, рыбного курника, которые символизировали плодородие. С ребенка на освященную вербу переносили болезни и «чертей», засевших в нем, с этой же целью хозяйки выгоняли вербными ветками скотину из зимнего стойла на первую травку. После чего  ветки либо сжигались, либо становились в освященную воду и оставляли в ней до Егорьева дня – детям в назидание, а напастям и хворям в острастку. Также ритуальное хлестание в вербное воскресенье – это возможность проработать ожидание наказания, которое, безусловно, накапливалось у ребенка за год.

Перед Пасхой (за неделю)  - седьмая Великопостная неделя – Страстная седмица- последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все содержание служб направлено на то, чтобы чтением и песнопением приблизить нас ко Христу, сделать способными духовно созерцать Таинство Искупления, к воспоминанию которого мы готовимся. Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем.

 Великий Понедельник. Пища без масла до четверга включительно. … Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь… и всё, чего ни попросите в молитве с верою, - получите.

Великий Вторник . Тогда фарисеи … посылают к Нему учеников с иродианами, говоря: Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь… и так скажи нам: как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которую платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чьё это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: и так, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу… И один из них, законник, искушая Его, спросил: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.  Великая Среда. … Пришёл час прославиться Сыну Человеческому. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать; Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришёл. Отче! Прославь имя Твоё. Тогда пришёл с небес глас: и прославил и ещё прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня  был глас сей, но для народа. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к себе…  В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня…И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: примите, ядите; сиё есть Тело Моё. И взяв чашу, благословив, подал…И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов… (Так было установлено Таинство Святого Причащения – на каждой литургии хлеб и вино, по обещанию Господа, невидимо чудесно превращаются в истинные Тело и Кровь Христа, и христиане , вкушая эти великие Святые Дары, соединяются с Самим Спасителем. В Великий Четверг все православные христиане стараются обязательно причаститься Святых Христовых Тайн).  И, воспев, пошли на гору Елеонскую… Пришли в селение, называемое Гефсимания… И взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать… И говорил: Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты… Приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями… И, придя, тотчас подошёл к Нему и говорит: Равви! Равви! И поцеловал Его… И привели Иисуса к первосвященнику.  В четверг вечером в церкви совершается последование Страстей Господних, во время которого читаются 12 отрывков из всех четырех Евангелий, в хронологическом порядке рассказывающих о страданиях Христовых. Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами.

 Четверг – чистый – подчевали киселем Мороза-батюшку. Закармливали Мороза овсяным киселем. Обязательно вкушали кисель в холодной горнице. Кисель – это связующее двух миров: мира людей и мира богов, ведь недаром именно на поминки готовили кисель. Вкушая кисель, дети через себя поили и кормили бога Мороза.

Страстная пятница -   Великая пятница (Великий Пяток). Строгий пост. Полное воздержание от пищи.  Воспо­минание  Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Немедленно поутру первосвященники… составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царём Иудейским? Они опять закричали: распни Его! Воины отвели Его внутрь двора… и одели Его в багряницу, и , сплетши терновый венец, возложили на Него… И били Его по голове тростью, и плевали на Него… Когда же насмеялись над Ним… повели Его, чтобы распять. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона… нести крест Его. И привели Его на место Голгофу… и распяли Его… В девятом часу возопил Иисус громким голосом: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»…А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить… Иисус же, возгласив громко, испустил дух…

 В этот день красят яйца и пекут куличи. Сжигали накопившийся за зиму мусор. Яйцо – символ рождения, перехода из небытия в бытие. Яичко расписывается воском, т.к. воск – это небесное молочко, которым наша небесная мать нас кормит. Яичко воплощает собой символ единства. Вода набиралась из трех ручьев. В ней разводили натуральные краски. Яичко клали на зерна, которые являются символом рода-племени. Яички могут быть писанками, а могут быть крашенками. Сосна на писанке – символ здоровья. Черный цвет – цвет начала, из которого все происходит. На черные яички обязательно наносили яркий рисунок, показывая тем самым разнообразие жизни. Ребенку делали яичко-писанку на вишневом фоне, не на черном. Голубь – символ души. Сеточка – символ судьбы. Белый цвет – начало всех начал, судьба, которая строится на небе. Желтая сеточка – символ солнца и судьбы, которая строится здесь. Дубок – символ силы. Точечки – символ плодородия. Сливки – символ любви. Хмель – символ плодородия тоже. Любая ягодка – символ плодородия матери. Цветочки – девичество.

Откуда пошел обычай красить на Пасху яйца: - Одна из учениц Спасителя Мария Магдалина проповедовала в Риме. Однажды со словами «Христос Воскресе!» она преподнесла в дар императору Тиберию яйцо. Удивился император и сказал: «Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить. Так же трудно поверить, что это белое яичко может стать красным!». И пока он еще говорил, яичко стало меняться цветом: порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным! Отсюда и произошла пасхальная традиция дарить друг другу крашеные яйца.

В церквях бывает чин Погребения Господня. Вспоминается суд и осуждение Господа, Его распятие и сама смерть на кресте. В Великую Пятницу, обычно во второй половине дня, Плащаница ( изображение снятия тела Господа нашего Иисуса Христа с Креста вышитое на ткани) выносится из алтаря храма и полагается посреди церкви для поклонения верующих. В Великую Пятницу Литургии не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте. Плащаница находится на середине храма до начала Пасхальной службы, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Страстная (великая) суббота. Пища без масла. День воспоминания пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе, где оно было положено снявшими Спасителя с Креста, с разрешения римского правителя Пилата, праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом. Пребывая Своим телом во гробе, душой Своей Господь в этот день сошёл во ад, где, ожидая пришествия Спасителя мира, томились души всех умерших до этого людей – даже души праведников ветхозаветного времени. Именно в этот день Господь извел из ада их души, освобожденные силой Его Крестных страданий.

Особым знамением значимости Великой Субботы является ежегодное чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалимовском Воскресенском храме.

На другой день, который следует за пятницей, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик Тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну. И так, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых, и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили стражу, и приложили к камню печать…

В Пасхальную неделю детям разрешалось звонить в колокола на колокольне. Звон церковных колоколов способствует пробуждению природы, ее открытию и очищению. На службе Великой Субботы плащаница обносится крестным ходом вокруг храма. За Божественной Литургией уже читается Евангелие о воскресении Христа.

По благочестивой православной традиции, приходя домой после праздничного пасхального богослужения, мы разговляемся освященными в церкви куличом, пасхой и пасхальными яйцами. Для того, чтобы освятить куличи, пасхи и яйца, следует прийти в храм днём в Великую Субботу (освящение,  как правило совершается в течение всего субботнего дня после утреннего богослужения). В некоторых приходских храмах освящение куличей и пасок происходит непосредственно на пасхальной службе.

Освящение куличей обычно совершается так: верующие ставят свои приношения на особом столике в храме (многие при этом вставляют в кулич свечу, которую зажигают перед началом освящения); священник читает молитву и окропляет ваши приношения святой водой. Все эти дни хритиане должны как можно дольше провести в храме, исповедаться и причаститься, созерцать Христа, Его страдания, помятуя, что все муки Он переносил за грехи каждого из нас. Ни время для уборок дома, ни бань, ни посещения кладбища – время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас.

 

 

Справочник садовода-огородника

Лунный календарь 2017

Copyright © 2008-2017 www.spb-rf.ru. Любое использование материалов возможно только с указанием активной ссылки на этот сайт.  Адрес: spb-info@spb-rf.ru Рейтинг@Mail.ru   Реклама на сайте.  Последнее обновление страницы 22.06.2017 Яндекс.Метрика new version