СПБ-РФ                     

     

справочно-информационный портал  

Санкт-Петербург ИСТОРИЯ ОБУЧЕНИЕ   ДОБАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ НА САЙТ БЕСПЛАТНО КОНТАКТЫ
_ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ_ _МУЗЕИ_ _ДЕТЯМ_ _РАЗВЛЕЧЕНИЯ_

1

_INFO_  ПРИГОРОДЫ  ПОКУПКИ _РЕКЛАМА_

Детские театры

Детские музеи

Океанариум

Недорогие гостиницы

Аквапарки

Такси СПб

 

 

Православная церковь. Христианство.

Словарь

 Акафист – греческое слово, переводится как «неседальное пение». Это форма церковной поэзии. Акафист может быть посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какого-либо праздника или святого. Состоит из двадцати пяти строф, каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая строфа звена, называемая кондаком и более краткая, служит вступлением (кроме начального кондака акафиста остальные завершаются возгласом «Аллилуйя»). Вторая строфа звена, называемая икосом и более пространная, содержит двенадцать приветствий, начинающихся со слова «радуйся». Последняя, двадцать пятая, строфа акафиста является молитвенным обращением к прославляемому.

Антиминс – от греческого слова «вместопрестолие». Антиминс есть священный платок с изображением погребения Господа. Находится на святом престоле. Он всегда освящается архиереем, и полагается в знак архиерейского благословения совершать Таинство Причащения на престоле, на котором антиминс  находится. В конце литургии антиминс складывается и завертывается в другой платок, называемый илитоном, напоминающим ту повязку, которая была на главе Спасителя, когда Он лежал во гробе. 

Библейский календарь: в Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса. Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя. Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху. Другие месяцы названий не имели, о них говорили: второй месяц, десятый месяц и т.д. Лишь в рассказе о постройке храма Соломона при участии финикийцев три месяца получили финикийские названия: зиф (месяц цветения), афаним (месяц бурных ветров), бул (месяц произрастания). Гражданский год начинался и кончался осенью, после уборки урожая. Начало месяца определялось по появлению видимого серпа новой луны; этот день, новомесячие, был праздничным. От одного новолуния до другого проходит 29 ½ суток, поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно. 12 лунных месяцев составляли год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлядся 13-й месяц и получался год продолжительностью в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем. Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели. Сутки начинались с захода солнца, т.е. с позднего вечера. В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи, а день – на утро, полдень и вечер. Позднее, со времён римского владычества, ночь делилась на четыре стражи и вошло в употребление понятие «час» - двенадцатая часть дня или ночи.

Под воскресные и праздничные дни совершается с вечера особая служба Богу, называемая обыкновенно всенощной, или всенощным бдением. Это богослужение называется так потому, что оно в древнее время начиналось с вечера и кончалось утром, следовательно, вся предпраздничная ночь проводима была верующими в церкви за молитвою. И в настоящее время существуют такие св. обители, где всенощные бдения продолжаются около шести часов. Юбычай христиан проводить ночное время в молитве очень древний. Апостолы, частью по примеру Спасителя, Который не раз в Своей жизни употреблял ночное время на молитву, частью из боязни врагов своих, имели молитвенные собрания по ночам. Всенощная изображает историю спасения рода человеческого через пришествие на землю Сына Божия и состоит из трех частей, или отделений: вечерни, утрени и первого часа.

Голгофа – одно из наиболее посещаемых мест в Иерусалиме, особенно в дни Страстной седмицы. Голгофа – это лобное место, описываемое в Евангелии, - возвышается на три метра над уровнем земли. На нынешнюю Голгофу ведут 17 ступеней из притвора при входе, направо от Камня Помазания. Это как бы верхний храм, в глубине северной части которого высится Распятие с предстоящими, над открытым притвором на колонках. Под Престолом обложено серебром отверстие в природной скале, открывая взору людей место, где был водружен Крест Христов. Вся скала теперь выложена мрамором: трещину в ней можно видеть справа от Престола в полу. Места крестов двух разбойников отмечены двумя черными кругами.

Гора Елеонская – является самой высокой вблизи Иерусалима, на западном склоне которой находится Гефсиманский сад. На месте Вознесения царица Елена построила величественный храм, «Имвомон», круглый, без купола, чтобы молящиеся могли видеть из него то самое небо, куда вознесся Спаситель. Камень, на котором отпечаталась Его стопа, был окружен золотой решеткой. Но персы при своем нашествии не пощадили это здание: из развалин его была возведена стена, а над самим камнем Вознесения поставлена небольшая восьмиугольная часовня, которую можно видеть до сих пор, где след стопы Христовой окружен мраморной рамкой и нет никаких изображений. Арабы разрешают здесь служить только на Вознесение, Преображение и в субботу Лазареву.

Грехов смертных или самых главных, семь: гордость, лихоимство, блуд, зависть, чревоугодие, злопамятство и уныние. Эти грехи называются важнейшими, главными. Или большими потому, что остальные грехи происходят от них. Все смертные грехи, кроме самоубийства, врачуются покаянием. Если же при покаянии смертный грех не оставляется по привязанности к нему, если кающийся не удаляет от себя причин греха, то покаяние такое, покаяние слабое, двоедушное, поверхностное, причисляется к деяниям лицемерия. Оно – гибельная попытка обмануть и Бога и себя.

Ектенья – есть протяжно произносимое усердное моление Господу Богу о наших нуждах. Ектений четыре: великая, малая, сугубая и просительная. Ектенья всегда заканчивается особым возгласом священника. Называется велекою по многочисленности прошений, с которыми мы обращаемся к Господу Богу; каждое прошение оканчивается пением: Господи помилуй! Малая ектенья начинается словами паки (опять) и паки миром Господу помолимся и состоит из первого и последнего прошения великой ектеньи. Название сугубой присвоено ектенье потому, что после прошения поется три раза: Господи помилуй!  Еще есть  ектенья просительная, названная так потому, что в ней большая часть прошений оканчивается словами: у Господа просим. Хор отвечает: подай, Господи!

Колокольный звон: церковный звон разделяется на благовест (им прихожане созываются на службу) и собственно звон. Благовестом называют мерные удары в один большой колокол: сначала три редких, медленных, протяжных удара, а затем уже следуют мерные удары. Благовест делится на два вида: обыкновенный или частый, производится самым большим колоколом; постный или редкий, производится меньшим колоколом в седмичные дни Великого поста.

Собственно звоном называется звон, когда звонят во все колокола или в несколько колоколов. Звон во все колокола разделяется на:

Трезвон – это звон во все колокола, повторяющий три раза после небольшого перерыва, т. е. звон во все колокола трижды или в три приема. Трезвон совершается на всенощном бдении, литургии.

 Двузвон – это звон во все колокола дважды, в два приёма. Совершается на всенощном бдении.

Перезвон  - это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, и так повторяющийся несколько раз.  Совершается на литургии и в особых случаях, в неделю Крестопоклонную Великого поста, на вечерне Великой Пятницы, перед выносом Плащаницы, на утрени Великой Субботы, на утрени в день Воздвижения Креста Господня, пред посвящением в сан епископа и др.

Перебор – это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого; после удара в большой колокол ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяется несколько раз. Перебор иначе называют погребальным звоном. Он всегда заканчивается трезвоном, как символом в воскресение мёртвых.

Также существует всполошный  или набатный  звон (во время тревоги). 

Крест -  священный символ (в христианстве) орудия казни Иисуса Христа. Православный крест обычно бывает восьмиконечным, то есть имеет три перекладины. Верхняя – короткая, на ней помещается сокращенная надпись: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Средняя – самая длинная. Нижняя, косая – тоже короткая, левый конец (от вас) этой перекладины выше, чем правый. Православная Церковь признает и четырёхконечный крест, у которого только одна перекладина – длинная средняя. Крест может быть с изображением распятия или без него. На православном изображении распятия ступни ног Иисуса Христа располагаются рядом друг с другом ровно (на католическом – одна на другой).

Монастырь (греч. жилище монахов) – это община монахов, владеющая комплексом богослужебных, жилых, хозяйственных построек, имеющая единый устав. Управление осуществляет настоятель или наместник в чине архимандрита или игумена, подчиняется или архиерею или непосредственно патриарху. Наиболее крупные монастыри называются лаврами. Около монастырей в более пустынном месте устраивались скиты для монахов, стремящихся к уединению. Первые монастыри появились в IV веке в Египте и Палестине, а затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Киево-Печерский, появился в XI веке.

Молебен особый вид богослужения, церковной молитвы о помощи Божией. Молебны бывают благодарственные, водосвятные (соединённые с чином освящения воды), с акафистом – с чтением особого богослужебного последования, прославляющего празжник, чудотворную икону Божией Матери или святого угодника Божия. На молебне мы обращаемся к Богу, Пресвятой Богородице, ангельским силам и святым. В православной традиции принято молитвенно обращаться к определенным угодникам Божиим или иконам Божией Матери в конкретных житейских обстоятельствах. Так, о здравии больных молятся великомученику и целителю Пантелеймону, для избавления от пристрастия к алкоголю – мученику Вонифатию и иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Для заказа молебна надо обратиься к прислуживающим в храме, они подскажут какой молебен какому святому заказать и как это правильно сделать.

Пассия - служба была составлена в XVII в. Митрополитом Киевским Петром (Могилой). Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого поста, по вечерам. На этих службах вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом: на первой от Матфея, на второй от Марка, на третьей от Луки, на четвертой от Иоанна. Во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках. На пассии исполняются трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы – дня телесной смерти Господа. Эти песнопения возносят нас на Голгофу, напоминая о конечной цели поста – сораспятии со Христом.

Святая вода. В Церкви существуют два чина освящения воды: великое и малое. Великое совершается только в Крещенский сочельник и на само Крещение, малое – на водосвятных молебнах в течение года. Неверно мнение, что вода, освящаемая в Крещенский сочельник, отличается от воды, освящаемой в день Богоявления, - освящение происходит по одному чину. Известно, что крещенская вода обладает особыми свойствами – не портится в течение года или даже нескольких лет. Святую, особенно крещенскую воду, используют для освящения души и здравия тела, для освящения жилища и предметов быта. Этой воды как огня боятся лукавые духи. Крещенскую воду, как любую святыню, необходимо хранить и использовать с благоговением: держать в специальном сосуде и в темном месте, принимать ее с молитвой и натощак.

Сороковая молитва - так в обиходе именуют молитвы сорокового дня, которые читаются над женщиной, родившей ребёнка. По правилам Церкви, унаследованным от ветхозаветных времён, мать новорождённого в течение сорока дней после рождения ребёнка не должна посещать церковь. По истечении этого срока она должна прийти в храм с ребенком для получения очистительной молитвы; после того, как священник прочитает над ней молитвы сорокового дня, она вновь может принимать участие в церковных богослужениях и Таинствах. Очищение потребно потому, что мать передает младенцу в рождении наследственный (первородный) грех и все греховные немощи: «во грехе родила меня мать моя» (Пс.50, ст.7). Над младенцем же совершается обряд «воцерковления», т.е. введения в церковь, или в общество верующих христиан. Как праведный Симеон принял в 40-й день в свои объятия Христа, так и священник берет на руки младенца, творит им образ креста и говорит три раза: «Воцерковляется раб Божий (или раба) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь…». Мальчик вносится в алтарь, а девочка приносится к иконе Божией Матери.

Сорокоуст – особый вид молитвенного поминовения, совершаемый Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока на Литургии за поминаемого из просфоры вынимается частичка. Сорокоусты обычно заказываются по только что усопшим – новопреставленным – одновременно с отпеванием. Сорокоусты заказываются и о здравии, особенно о тяжелобольных.

На вечерне и утрене поются разные священные песни, называемые стихирами. Тропарь есть священная песнь, в кратких, но сильных чертах напоминающая нам или историю праздника, или жизнь и подвиги святого. Кондак – это краткая священная песнь, содержащая похвалу Иисусу Христу, Богородице, святому или празднуемому событию. Прокимном называется краткий стих из псалма, который поется попеременно несколько раз.

Церковное летоисчисление: По церковному календарю новый год начинается 1 сентября (начало нового индикта). Так было принято на I Вселенском Соборе по соглашению с александрийскими учеными. Церковный счет недель (воскресных дней) и седмиц следует такому порядку: от Пасхи до Пятидесятницы воскресным днем (неделию) начинается каждая седмица. Воскресный день Пятидесятницы не относится ни к какой седмице. Затем с понедельника (Духова дня) начинается следующая седмица, оканчивающаяся воскресеньем. Такое распределение дней седмицы, т. е. где неделя (воскресный день) заканчивает седмицу, идет через весь остальной год. Неделею называется на церковном языке день воскресный. А седмицею называют семь дней недели.

 

Справочник садовода-огородника

Лунный календарь 2017

Copyright ©2008-2017 www.spb-rf.ru. Любое использование материалов возможно только с указанием активной ссылки на этот сайт.  Адрес: spb-info@spb-rf.ru Рейтинг@Mail.ru   Реклама на сайте.  Последнее обновление страницы 20.03.2017 Яндекс.Метрика English version